Анна Табанина

Вий - фантазия Гоголя или персонаж славянской демонологии?

1
Вий — персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни [1].

В этнографии высказывается [кем? ] допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В русской народной сказке "Иван Быкович" встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки железными...

0 0
2
Вий - в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим В. убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни
Словарь Брокгауза и Ефрона.

Есть две версии о происхождении этого имени. Если верить первой из них, то украинское слово «вії» можно перевести как «ресницы», что имеет непосредственное отношение к глазам героя. Другой вариант гласит, что имя это исходит от слова «виться» – Вий напоминает растение, покрыт засохшей землей, а ноги его похожи на корни деревьев.
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения, — писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей одноимённой повести. — Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я...
0 0
3
Запрос «Ви» перенаправляется сюда; об американской гольфистке см. Ви, Мишель.

Вий — персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни[1].

В этнографии высказывается[кем?] допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки железными вилами.

Этимология

Существует два предположения о происхождении имени Вия:

укр. вії (/вийи/) — ресницы (с современного украинского языка); происхождение семантически связано с глаголом рус. виться: ноги Вия овиты...
0 0
4
Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) - сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве "грешников"). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

В восточнославянской мифологии Вий - дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии - грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел...

0 0
5
ВИЙ – славянская демонология, прообраз Вия.

Один из персонажей славянской демонологии — Вий, который стал широко известен благодаря повести Н. В. Гоголя.

Вий — главный слуга Чернобога, командующий всей его нечистой ратью. Он постоянно служит тюремщиком в самой преисподней и лично бьет огненным кнутом грешников.

Имя этого демона имеет двоякое происхождение. По одной из теорий, оно возникло от украинского слова «вийи», что переводится как «ресницы». Другая версия говорит о том, что оно стало производным от «виться».

Дело в том, что внешне Вий напоминает странное растение. Он весь покрыт засохшими комками земли, а ноги его увиты толстыми безобразными корнями.

Вий обладает смертоносным взглядом, способным убить человека, но глаза его постоянно прикрыты тяжелыми веками, которые вилами поднимают его слуги. Есть предположение, что сам по себе демон убивать не может, он просто является как бы проводником смертоносной силы своего хозяина,...

0 0
6

Проект

исследовательской работы по литературе

«Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Вий»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская основная общеобразовательная школа №3

Работу выполнила: Парамонова Алиса,

ученица 9 класса

Руководитель: Попова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы


с. Алтайское

2012г.

Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Вий»

Введение

Цель моей работы - исследовать фантастические мотивы произведения Гоголя «Вий».

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

1) изучить текст Н.В.Гоголя и тексты критической литературы;

2) выявить элементы фантастики и мистики в произведении «Вий»;

3) сопоставить фантастическое и реальное в этой повести.

Объектом моего исследования является повесть Н.В. Гоголя «Вий», а...

0 0
7

В славянской мифологии Вий - царь подземного мира, брат Дия, воевода Чернобога. Чернобог (Чёрный Змей, Кащей) - повелитель Тьмы и Преисподней, Бог холода, разрушения, смерти, зла. Бог хаоса и воплощение всего плохого и тёмного. В глубокой древности славяне разделяли мир на две части: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую воплощал свой Бог. Воплощением враждебной был Чернобог. Ему приносились жертвы перед началом самых важных дел, например, перед военным походом. Жертвы приносили часто кровавые, убивая пленных, лошадей и рабов. В мирное время Вий заключён в аду. Он держит в руке огненный кнут, которым наказывает грешников. У него тяжёлые ресницы, их держат вилами многочисленные слуги. Смертельный взгляд вия спрятан под огромными веками. Он не выносит солнечного света.
В славянской традиции фольклорным источником образа Вия может считаться образ св. Касьяна.
Согласно одним поверьям Касьян — падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за...
0 0
8
Цитата сообщения Bo4kaMeda Вий - в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим В. убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни
Словарь Брокгауза и Ефрона

Есть две версии о происхождении этого имени. Если верить первой из них, то украинское слово «вії» можно перевести как «ресницы», что имеет непосредственное отношение к глазам героя. Другой вариант гласит, что имя это исходит от слова «виться» – Вий напоминает растение, покрыт засохшей землей, а ноги его похожи на корни деревьев.

«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения, — писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей одноимённой повести. — Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся...

0 0
9
Впервые опубликованна в сборнике под названием «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет.

Вий — персонаж украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

Существует два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії» (укр.) (произносится — «вийи»), что в переводе с современного...

0 0
10
17.04.2009

Мистификации и фальсификации славянских древностей


Одна из проблем, стоящих перед человеком интересующимся славянскими древностями, - отсев различных фальсификатов древней истории. Без специальных знаний это сложно сделать, чем и пользуются иные люди. Здесь мы кратко рассмотрим те фальсификации и мистификации, которые до сих пор остаются актуальны - то есть продолжают вводить людей в заблуждение (а то и вредить), и дадим ссылки на разоблачительные исследования.

Сразу же оговоримся, что у разных авторов фальсификатов разные мотивации, в основном даже вызывающие некоторое сочувствие, и от моральной оценки их деятельности мы воздержимся.

Итак!

"Белорусские народные предания" П. Древлянского

Благодаря этому труду из разных публикаций скачут по страницам Вазила, Белун, Гарцуки, Дзевоя, Жыж, Жыцень, Зюзя, Кадук, Кумельган, Лазавик, Любмел и пр.
Особенно повезло Яриле, который у Древлянского является всадником, и вдобавок с...

0 0
11

Вий — одно из Темных славянских божеств (свита Чернобога), точнее воинственная демоническая сущность, а также персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
Некоторые говорят, что Вий — это темная ипостась Перуна. В магическои плане ( Вий призывается в ритуалах черной магии и колдовства ) к Вию обращаются при наведении порч и проклятий, при чем тогда прошение исполняеться быстрее и энергетический удар жертве получается более точечный, т.е. конкретные болезни. Вий стал популярным после написания...

0 0

x