Анна Табанина

Жажда скорости: технология HFR и будущее кинематографа

Мы так привыкли смотреть кино с частотой 24 кадра в секунду, что до недавнего времени даже не задумывались о том, что может быть как-то иначе.

Производство роликов с увеличенной частотой кадров не воспринимается зрителями как нечто серьезное всегда считалось, что такое видео годится лишь для создания красивых эффектов типа slo-mo. Тем не менее технология ускоренной съемки HFR (high frame rate), продвигаемая Джеймсом Кэмероном и Питером Джексоном, сегодня активно стучится в двери кинотеатров и хотя говорят о ней разное, не исключено, что именно она всего через несколько лет преобразит кинематограф до неузнаваемости, внеся революционные изменения не только в способы съемки и демонстрации фильмов, но даже в методы актерской игры.

Немного истории. На заре кинематографа единого формата кадровой частоты не существовало скорость, с которой двигались фигурки на экране, самостоятельно определял человек, крутящий ручку киноаппарата. Тем не менее было замечено, что на скорости меньше 16 кадров в секунду изображение становится слишком дерганым, поэтому братья Люмьер остановились на этой цифре тем более что так было легче считать расход пленки (16 кадров составляли ровно фут). Томас Эдисон, напротив, пленки не жалел: вместо ручной тяги он использовал электромотор и снимал на скорости 40 кадров в секунду. Но с приходом звукового кино систему съемки потребовалось унифицировать, сделав технологию недорогой и при этом достаточно качественной. Отталкивались при этом не от изображения, а от звука: экспериментальным путем было выявлено, что на скорости меньше 24 кадров в секунду звуковая дорожка значительно теряет в качестве, засоряясь шумами. Поэтому решили остановиться на этой отметке, впоследствии принятой кинематографистами всего мира в качестве стандарта. Как и всякий компромисс, формат 24 к/с не был идеальным, но в достаточной степени отвечал запросам аудитории относительно плавности картинки (не дергается и ладно), а кинопроизводителей успокаивал тем, что они свели затраты на пленку к допустимому минимуму.

Эта система не менялась на протяжении почти 90 лет, на ней успело вырасти много поколений кинозрителей. Со временем любители кино привыкли как к ее плюсам, так и к недочетам (таким, например, как смазанность изображения при быстрых поворотах камеры или при показе движущихся на высокой скорости объектов), все эти вещи превратились в неотъемлемые элементы киномира, воспринимаемые аудиторией как данность. Что, конечно, не означает, что никто не пытался привнести ничего нового: еще в 50-е годы на американском рынке появились новые форматы, такие как Cinerama (26 кадров в секунду) и Todd-AO (30 кадров в секунду). Но большой популярности они не снискали: и в том и в другом формате было снято лишь по паре игровых фильмов (один из примеров Вокруг света за 80 днейМайкла Андерсона), после чего идею оставили, решив, что это слишком дорогое удовольствие. Лучшее, как известно, враг хорошего: постройка специальных кинотеатров потребовала бы немалых вложений, а окупаемость этой затеи была под большим вопросом, тем более что массовый зритель, в то время еще не испорченный хоум-видео и торрентами, готов был платить за кинобилеты и без всяких инноваций.

Читать полностью:https://www.film.ru/articles/kinoslovar-tehnologiya-hfr

Артем Заяц

x