Режиссер нашумевшей картины Приказано забыть уподобил россиян траве и предрек Мединскому скорую отставку
Российский народ, как трава: лишь бы солнце светило и не было войны. Если мы будем вести себя как стадо баранов, то очень скоро окажемся в Советском Союзе Министр культуры своим запретом фильма о трагедии в Хайбахе подставил президента страны. Эта картина как раз о том, чтобы чиновники, подобные Мединскому, забыли слово нельзя
Режиссер запрещенного к прокату в России фильма Приказано забыть Хусейн Эркенов стал гостем редакции КАВПОЛИТА. В интервью нашему корреспонденту автор нашумевшей картины выразил сожаление, что Россию не меняет время, и рассказал, чем могут обернуться в будущем сегодняшние инициативы властей.
Хусейн Салаватович, читателям КАВПОЛИТА в целом известна история с запретом Приказано забыть. Мы неоднократно рассказывали о фильме, публиковали интервью с продюсером картины Русланом Коканаевым. Не будем возвращаться ко всем перипетиям. Но все же хотелось бы начать с вашего комментария по поводу решения Минкультуры не выдавать прокатное удостоверение.
Ситуация глупая. Думаю, что сложилась она из-за того, что многие чиновники попросту перестраховываются. Хотя здесь могут быть два варианта мотивации. Либо они действительно перестраховываются, запрещают на всякий случай. Либо пытаются нас вернуть к периоду, когда Сталин был вождем, отцом, мамой и папой для всех. А наш фильм показывает, что Сталин был мерзавцем, что человеческая жизнь для него ничего не значила. Возможно, поэтому нам и не выдали прокатное удостоверение.
- На ваш взгляд, заперт исходит исключительно от Минкультуры?
- Ну, точно я не могу знать. Если было указание сверху, то этого никто не скажет. Но я думаю, что это может быть личной инициативой господина министра культуры (Владимира Мединского прим. ред.). Он же пытается навязать свой взгляд на историю, культуру... Вполне возможно, что это его инициатива.
В таком случае он подставляет президента России. Потому что Путин совсем недавно, в связи с событиями в Крыму, встречался с крымскими татарами, признал жестокость депортации и отметил, что государство должно помогать депортированным народам.
- Между тем сегодня на фоне беспрецедентного взлета рейтинга доверия власти полным ходом идет реабилитация сталинского режима. Первый канал, например, недавно показал фильм Берия. Ликвидация, в котором ближайший соратник Сталина и один из непосредственных организаторов репрессий предстал патриотом и государственником, пострадавшим от интриг окружения Хрущева. К 22 июня главный канал страны подготовил ленту Война и мифы. Там говорилось о том, что Сталин якобы был готов к войне с Германией и прочее. В общем, опровергалось все то, что Мединский называет мифами. Что это реакция телевидения на запрос общества или чистой воды пропаганда?
- К сожалению, двадцать пять лет становления гражданского общества прошли мимо российского народа. Наш народ, как трава: лишь бы солнце светило и не было войны. Есть, спать, растить детей больше ничего его не волнует. Но, конечно же, идеи, которые подхватывают чиновники типа Мединского, появляются не на пустом месте. Я уверен, что есть заказ. Поэтому и стали сейчас говорить о переименовании Волгограда в Сталинград.
Фильм Война и мифы ведь по книге Мединского сделан. Меня удивляют такие историки. Все мучаются вопросом: как бы сделать из Сталина хорошего вождя. Он якобы и к войне с Гитлером готов был. И иностранцы нам технику списанную поставляли прямо злыдни какие-то...
Да Студебеккеры тогда были лучшими грузовыми автомобилями! И если посмотреть на войну с точки зрения того времени, Сталин был для всего мира точно таким же бандитом, как и Гитлер. Два человека поделили между собой часть Европы и принялись реализовывать план, отраженный в известном пакте Риббентропа Молотова. Сталин начал финскую войну, завоевал Западную Украину, Прибалтику. Гитлер Австрию, Чехословакию...
Два мерзавца возомнили себя Македонскими. Естественно, здравомыслие подсказывало мировому сообществу дождаться, пока они перегрызут друг другу глотки. Но Гитлер переоценил свои возможности и увяз на просторах Советского Союза. Территория огромная, условия не пригодные для военных действий... Плюс, конечно же, сыграл свою роль патриотизм советского народа. Патриотизм в хорошем смысле слова когда вся страна встала на защиту Родины.
Запад решил открыть второй фронт, потому все поняли, кто такой Гитлер. И за то, что они поначалу помогали нам техникой, им нужно сказать спасибо. Если бы не эта помощь, Советский Союз потерял бы еще несколько миллионов человек в этой безумной войне. Так что Мединский многого не договаривает.
- Тоталитаризмом уже проникает в ткань общества, или это такое заигрывание с темой, сталинизм-лайт?
- Нет, это очень серьезно. Допустим, когда ребенка воспитывает верующая семья, он верит в существование Бога. Неверующие родители, скорее всего, вырастят своих детей атеистами. Тоталитаризм тоже вера. И если внушать эту веру, то народ будет жить ею, как жили наши старики.
- У нынешней России сохраняется шанс выйти из Советского Союза, или мы уже вернулись в свое прошлое?
- Если мы будем вести себя, как стадо баранов, если будем позволять чиновникам решать, давать им возможность указывать, что нам смотреть, что читать и как думать, то очень скоро окажемся в Советском Союзе. В этом случае Россия выкопает себе огромную могилу. Нам опять понадобится, как минимум, двадцать пять лет, чтобы выкарабкаться оттуда. Потребуется три-четыре поколения, чтобы обновить генофонд и изменить сознание общества.
Посмотрите на ситуацию с нашим фильмом. Министерство культуры в лице каких-то там чиновников приняло решение, что фильм показывать нельзя, потому что он разжигает ненависть, вражду и прочее. Но это же просто смешно! Мне хочется задать им вопрос: а вы вообще кто? Разжигает фильм ненависть или не разжигает может решить только суд. Если министерство культуры считает, что фильм опасен или вреден для нашего общества, оно должно подать в суд и через суд установить, является ли этот продукт фактором разжигания вражды. Мы живем в правовом государстве или у нас опять, как в 30-40 годах, принимают решения судебные тройки?
Чиновники аргументируют свой запрет тем, что не нашли подтверждения Хайбахской трагедии в госархивах. Но там же все есть! Например, там имеется обращение бывшего 1-го заместителя наркома юстиции ЧИАССР Дзияудина Мальсагова. Я видел документ своими глазами. А ведь Мальсагов считался крупным политическим деятелем. По рангу он был выше комиссаров, ответственных за депортацию...
Какие-то несколько чиновников делают из нас баранов. Нельзя им этого позволять! Если кому-то там что-то кажется креститься надо, вот и все.
- Известный журналист Орхан Джемаль в своей рецензии очень одобрительно отозвался о вашем фильме. Подчеркивая, что ни о каком разжигании межнациональной розни там и речи не может быть, он пишет, что русские в фильме куда более идеализированы, нежели есть на самом деле. Как вы относитесь к этому замечанию? Был ли с вашей стороны компромисс: чтобы сказать правду о Хайбахе, я должен сгладить национальный вопрос? Или вы строго следовали фактам, рассказывая о самоубийствах офицеров НКВД, расстреле русской женщины, врача, отказавшейся выселять больных чеченцев и ингушей из больницы?
- В художественном кино строгого следования фактам не может быть в принципе Данте ведь не обязательно было спускаться в ад, чтобы написать Божественную комедию. Но наш фильм основан на реальных событиях. Концептуально мы сделали очень простую вещь: есть зло и есть добро в лице тех, кто сопротивляется этому злу. Кто-то способен сказать: Мы никуда не поедем, и это тоже сопротивление. Кто-то способен на большее. В этом смысле нет никакой идеализации. Мы опирались на исторические факты. Самоубийства среди советских офицеров действительно были, и история в больнице абсолютно реальна.
Я хочу сказать большое спасибо Орхану за его статью. Он достаточно отстранено, но в то же время очень добросовестно отнесся к нашей работе. В рецензии четко проговаривается, что фильм не о чеченцах и русских, а совершенно о другом. Фильм как раз о том, чтобы чиновники, подобные Мединскому, которые сегодня говорят нам нельзя чтобы у них даже желания не возникало произносить это слово. Что нам можно, а чего нельзя вправе решать только гражданское общество. И для того, чтобы выносить соответствующие решения, у нас есть суды.
- Вопрос реабилитации депортированных народов до сих пор вызывает острые дискуссии. Претензии к государству наши сограждане зачастую воспринимают на свой счет. В чем причина такого рода отождествления?
- Это как раз то, о чем я говорил выше. Беда России в том, что время нас не меняет. По крайней мере, основную массу.
Мне рассказывали историю не знаю, насколько она достоверная, за что купил, за то и продаю. Андрей Кончаловский параллельно с Курочкой Рябой снимал документальный фильм для европейцев. Так вот, говорят, он брал кого-нибудь из массовки и задавал ему вопросы, типа Когда родился Пушкин?, Кто такой Лермонтов... А полупьяные деревенские мужики не знали, что ответить. Повторюсь, возможно, это утка. Но я хочу сказать, что эти люди и не обязаны знать, кто такой Пушкин, тем более дату его рождения. Их назначение состоит в другом. Они должны заниматься воспроизводством рода человеческого, понимаете? А вот сознательная часть общества обязана нести ответственность в том числе и за их самочувствие.
Я поэтому и сравнил наш народ с травой. В этом нет ничего оскорбительного. Это реальность. Не все же могут быть астрономами, физиками или математиками. Каждый человек по-своему талантлив, но у всех он проявляется по-разному. При этом мы должны быть равны перед законом не только простой народ, но и чиновники.
- Давайте тогда поговорим о, скажем так, прогрессивной части общества. Ваши коллеги как-то собираются реагировать на политику Минкультуры? Ведь помимо вашего фильма недавно запретили еще и показ Левиафана Андрея Звягинцева. И это притом что картина получила приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.
- А в прошлом году, по сути, запретили Хайтарму (фильм о депортации крымских татар прим. Ред.) - по рекомендации Минкультуры его не включили в конкурсную программу Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Смотрите, что происходит: в прошлом году рекомендовали не показывать, в этом не выдали прокатное удостоверение В следующем начнут выселять из страны?
Именно поэтому чиновникам нельзя давать расслабляться. Их нужно приучать к мысли, что они не управляют нами, а служат государству. И в лице государства гражданскому обществу. Когда они это начнут понимать, тогда и разговаривать будут по-другому.
Что касается реакции профессионального сообщества в поддержку моей картины было собрано колоссальное количество подписей. Протест выразили в том числе и выдающиеся деятели кино... Чиновники ведь пошли еще дальше: с 1 июля хотят запретить на фестивалях показ всех фильмов, не получивших прокатное удостоверение. Это полный абсурд.
- Вы планируете дальше бороться за фильм?
- Головой о стенку биться, как известно, бесполезно. Но если мы объединимся все кинематографическое сообщество то можем потребовать отставки министра культуры. Мы вправе это сделать, потому что он, как минимум, ведет себя не культурно. Но я думаю, что наш министр настолько перестарался, что его и без нас скоро уйдут. Так подставить президента...
Какую межнациональную рознь может разжечь наш фильм? Кому чеченцы и ингуши пойдут мстить после просмотра картины? Сталину? Разве что тому живому трупу, что висит в головах наших людей...
- В одном из интервью вы сказали, что государство должно покаяться за депортации. Это как раз тот тезис, который многие принимают на свой счет и начинают возмущаться: С какой стати мы должны перед кем-то каяться?. Как бы вы ответили на этот вопрос? Что для вас значит покаяние государства?
- В первую очередь государство должно признать, что в Советском Союзе к людям относились, как к скоту. Причем ко всем народам. Кого-то депортировали, кого-то в концлагеря отправляли как, например, военнопленных, которые возвращались из Европы. Наша история бесчеловечна. Это надо, во-первых, признать. А во-вторых, власть должна пообещать сделать все, чтобы это не повторялось. Умение признавать ошибки это и есть чувство собственного достоинства.
Кроме того, необходимо рассказывать о героях тех, кто сопротивлялся этому безумию, сталинскому фашизму. Недавно я посмотрел замечательный американский фильм 42. В этой картине рассказывается о временах, когда расизм в США достиг своего апогея. Тренер решает взять в свою бейсбольную команду афроамериканца. С ним перестают разговаривать, начинаются конфликты, его избивают Но тренер вместе с этим бейсболистом проходят через все испытания и в итоге побеждают.
Ведь эта эпоха в США была совсем недавно. Но американцы не боятся об этом говорить. Там почему-то никому и в голову не приходит, что после фильма 42 черные пойдут бить белых. Штаты умеют признавать свои ошибки, в этом их сила. В американских книгах, фильмах, спектаклях герой это тот, кто противостоит злу, а не тот, кто готов выполнять любые указания маньяков или идиотов.
- В заключение давайте вернемся к фильму. Уже известно, где в ближайшее время вы будете его показывать?
- Нас пригласили на Варшавский кинофестиваль. В свою очередь мы подали заявки на крупнейшие мусульманские кинофорумы. Кроме того, проектом заинтересовались в Японии Ну и будем ждать, чем все закончится в России.
- Это уже второй ваш фильм о депортации. До этого был Холод, посвященный высылке карачаевцев. У вас есть ощущение, что вы высказались на эту тему? Или что-то не проговоренное осталось?
- Я не делал кино о депортации. Исторические факты для меня это материал, который я использую, чтобы говорить совершенно о других вещах. Я задаю вопросы и себе, и зрителю. Есть ли Бог? Что такое государство? Что такое тоталитарный режим? Как чувствует себя народ в таком мире без Бога, без достоинства, без совести? Это вопросы совсем иного порядка. Кто хочет их видеть и слышать, тот видит и слышит.
Бадма Бюрчиев