Ветер крепчает вроде бы прощальный (хотя есть вероятность, что на самом деле нет) мультфильм Хаяо Миядзаки. В Японии ленту выпустили еще в июле 2013-го, затем она была показана на нескольких кинофестивалях, включая Венецианский. До российских зрителей картина наконец-то доберется 20 февраля.
Ветер крепчает пожалуй, самый реалистичный (насколько это слово уместно в данном случае) мультфильм Миядзаки. За основу сюжета аниматор взял историю жизни авиаконструктора Дзиро Хорикоси, спроектировавшего истребители, которые Япония использовала во времена Второй мировой войны. Дзиро мечтал о полетах с тех времен, когда он был школьником из провинциального города; однако стать пилотом ему было не суждено не позволяло зрение. Поэтому он нашел другую дорогу в небо уехал в Токио, окончил университет, а затем устроился на работу в компанию, занимающуюся строительством самолетов.
У Миядзаки, конечно, получилась не википедийная статья, а вольный рассказ о существовавшем в действительности человеке (Хорикоси умер в 1982 году). И рассказывает аниматор не только о проектировании самолетов (хотя этому посвящена значительная часть хронометража герой придумывает, чертит, дорабатывает, наблюдает за испытаниями, едет перенимать опыт у немецких инженеров), но и, например, о первой любви Дзиро, которую тот пронес через долгие годы. Вымысел тут тесно переплетен с реальными событиями чего стоит впечатляющая сцена, в которой показано землетрясение 1923 года, почти полностью разрушившее Токио.
Стремление режиссера к относительному реализму привело к тому, что Ветер стал первой работой Миядзаки, не очаровывающей зрителя с первых же минут. Детям продраться через двухчасовую картину вообще будет непросто. Маленькие зрители избалованы лентами студии Pixar и другими компьютерными мультиками с их экшеном и невероятной детализацией персонажей. У Миядзаки картинка обманчиво проста. Но при желании в этой простоте можно рассмотреть гораздо больше деталей, чем в тщательно воссозданной на компьютере шерсти очередного анимационного зверя. Это, разумеется, нисколько не умаляет достоинств пиксаровских фильмов просто американская студия Миядзаки работает в другом жанре. В конце концов, хорошо известно, что глава Pixar Джон Лассетер большой поклонник творчества японского аниматора. А что касается экшена, то тот же Лассетер говорил, что видел одну из лучших в истории кинематографа автомобильную погоню именно у Миядзаки в мультфильме 1979 года Люпен третий: Замок Калиостро.
Кадр из мультфильма Ветер крепчает 4/4
Впрочем, как показывают отзывы, зрителей постарше, знакомых с предыдущими лентами Миядзаки, Ветер крепчает тоже может разочаровать. Оказывается, для них в новой картине слишком много магии. И правда: ни кота-автобуса, ни летающих драконов, ни духа реки, ни даже девочек, бегающих по волнам, здесь нет; а магия есть. Просто все самое волшебное происходит в воображении Хорикоси. Путешествовать сквозь фантазии главного героя, населенные невероятными летательными аппаратами, ничуть не менее увлекательно, чем разглядывать посетителей сюрреалистической бани из Унесенных призраками или следить за перемещениями замка Хаула. И вообще тут впору задуматься: а был ли у Сацуки и Мэй сосед Тоторо или они его сами придумали? Превращались ли родители Тихиро в свиней или на самом деле они так и дожидались дочь у машины, пока та гуляла по воображаемому миру?
По большому счету, не сам авиаконструктор, а его воображение, мечты и фантазии главные действующие лица в мультфильме Ветер крепчает. Это лента о том, что фантазии трансформируются и взрослеют, а высокие мечты разбиваются о реальность и ведут их обладателя не туда, куда ему хочется (Фильм Миядзаки почти полностью аполитичен; но в финале, когда Хорикоси обнаруживает, как используют с такой любовью создававшиеся им летательные аппараты, сложно не заметить антивоенный посыл режиссера).
Взрослым зрителям можно напомнить, что в Японии фильм Ветер крепчает вышел на экраны почти одновременно со Сказанием о принцессе Кагуя, анимационной работой Исао Такахаты, коллеги Миядзаки по студии Ghibli. Это первый за четверть века случай, когда ленты Такахаты и Миядзаки выпускаются в прокат параллельно. В прошлый раз подобное произошло в 1988-м, когда зрителям вместе представили Моего соседа Тоторо и Могилу светлячков. У Миядзаки тогда получилась невероятно добрая и трогательная сказка, у Такахаты страшное кино о войне, менявшее представление о том, на что способна анимация. Теперь же мастера в каком-то смысле поменялись местами. Такахата экранизировал народную сказку, а Миядзаки показал, что мультфильмы бывают еще и вот такими неброскими, неторопливыми, обладающими тихой, но завораживающей красотой.
При этом сказать, что Ветер крепчает самый лучший мультфильм Миядзаки, было бы, конечно, неправильно. Не из-за того, что лента не удалась. Просто японский аниматор исправно выпускал самые ленты на протяжении последних 30 лет. Ветер крепчает одна из них. И если повезет не последняя.
Сергей Оболонков