Зарубежными кинофильмами советских людей не баловали. Правительство не хотело, чтобы капиталистические веяния просачивались в массы, поэтому фильмы для всеобщего просмотра подвергались тщательной цензуре. В основном, доступны были картины, снятые кинематографом социалистических стран, ну и, конечно, индийское кино, которое было сверхпопулярно у неизбалованных советских граждан.
Поэтому никакого жанрового разнообразия. Либо фильмы про любовь, либо приключенческие, либо фильмы про Великую Отечественную Войну. И мы абсолютно не были знакомы с таким жанром кино, как ужастики. Зато у нас имелся свой собственный фильм ужасов Вий. Но этот единственный фильм, отснятый еще в конце 60-х годов, стоил десятков американских ужастиков. В советском кинопрокате Вий посмотрело почти 33 миллиона наших граждан. Вий был показан и пользовался заслуженной популярностью и в других странах мира: США, Аргентине, Франции, Финляндии.
Великолепная игра Натальи Варлей (а ей было всего 18 лет во время съемки Вия) и Леонида Куравлева, жуткая мистическая атмосфера вызывали мурашки на коже и полный отрыв от реальности. Это было действительно страшно, несмотря на то, что в фильме нет никаких кровавых сцен, убийств, расчлененок и прочей жути. Мы с сестрой, сидя перед телевизором с широко открытыми от ужаса глазами, нервно повизгивали и закрывали лицо ладошками во время особо страшных моментов. После мы боялись засыпать ночью, всюду чудились ведьмы и монстры, от которых можно было спрятаться, только укрывшись с головой одеялом.
И, на самом деле, было, от чего испугаться: мертвая панночка, плачущая кровавыми слезами, а потом воскресающая и летающая в своем гробу для совершения возмездия над обидчиком, разная нечисть, тянущая ручонки к бедному украинскому хлопцу, и, наконец, сам великий и ужасный Вий, обладающий какой-то невероятной мистической силой, способной разрушить любую защиту от нечисти.
В числе актеров, которые изображали нечистую силу в массовке, снялись несколько настоящих карликов, несколько гимнастов и артистов цирка. Просто удивительно, как постановщикам и гримерам этого фильма удалось создать настолько реалистичные образы нечисти, учитывая полное отсутствие подобного опыта у советской киноиндустрии того времени. Видимо, все идеи черпались из экранизаций наших замечательных сказок, которые снимались в советском кинематографе с необыкновенным размахом. Не зря же главным режиссером фильма стал известный киносказочник Александр Птушко.
Самое интересное, что большинство из нас читало книгу Вий еще до просмотра фильма и знало, чем закончится страшный сюжет, ведь произведения Гоголя были частью школьной программы по литературе. Но, тем не менее, этот факт не уменьшал требуемого эффекта от ужастика ни на грамм.
После очередного показа Вия по телевидению фразы Поднимите мне веки! и Панночка помЭрла! становились популярными в среде школьников на несколько месяцев.
В конце 80-х годов советский кинематограф пополнился еще несколькими фильмами ужасов: Господин оформитель, Семья вурдалаков и т.п. Но, к сожалению, они и наполовину не были настолько эффектными и будоражащими, как Вий.
Позже, уже к началу 90-х годов, когда страну наводнили видеосалоны, мы познакомились с Фредди Крюгером. Тогда Кошмар на улице Вязов казался нам очень и очень страшным фильмом. Сейчас его просмотр вызывает лишь улыбку и легкие ностальгические воспоминания. Зато наш родной почти пятидесятилетний Вий до сих пор способен создать атмосферу ужаса. Потому что умеем, когда захотим!