Анна Табанина

Вечная молодость Любови Орловой

Портреты небожительницы советского экрана хранились почти вкаждом доме. Номало кто знал, что залучезарной улыбкой Любови Орловой таился панический страх, преследовавший еедосамой смерти, страх постареть.

Символ молодости

Успех кОрловой пришел в33года. Для дебюта возраст приличный. Ноактрису это несмущало. Вовсяком случае, она старалась это тщательно скрывать. Для миллионов своих поклонников она должна была всегда оставаться символом неувядающей молодости, красоты. Иуспеха.

Стремление занять высшую ступень олимпа славы уОрловой было безграничным. Ради успеха она была готова навсе. Родители будущей звезды мечтали, чтобы дочь стала пианисткой. После окончания гимназии Любочка поступила вМосковскую консерваторию. Ночерез три года учебу пришлось бросить. Вчестолюбивые планы родителей вмешалась Гражданская война. Чтобы помогать семье, Люба подрабатывала тапером играла насеансах вкинотеатрах, азатем возила вМоскву изПодмосковья молоко напродажу, волоча поморозу санки стяжеленными бидонами. Говорят, именно тогда обладательница роскошной фигуры навсегда испортила свои некогда красивые руки (оттяжелой работы они огрубели), что доставляло ейвпоследствии массу переживаний.

О своем детстве июности сама Орлова вспоминать нелюбила. Вграфе социальное происхождение она всегда писала: изслужащих. Насамом деле актриса, блистательно игравшая ткачих идомработниц, происходила издревнего дворянского рода, тех самых знаменитых графов Орловых, чей жизненный путь золотой строкой вошел висторию России. Апоматери еще исостояла вродстве сТолстыми. Любу идвух еесестер воспитывали влучших дворянских традициях. Удевочек было все самое лучшее: иняни, инаряды, иучителя. Аеще вимении Орловых часто устраивали домашние спектакли, наодном изкоторых выступление маленькой Любочки увидел знаменитый Шаляпин. Подняв ребенка наруки, растроганный певец произнес: Это чудо станет великой актрисой! иподарил свой портрет снадписью: Моему дружку Любочке. Впоследствии это пожелание положит начало коллекции автографов великих людей, которой Любовь Петровна очень гордилась.

Чего нескажешь ознатном происхождении актрисы. Опасаясь клейма дворянской дочери, Орлова даже изувечила одну изфотографий отца, отрезав ему мундир, украшенный царскими орденами Святой Анны иСвятого Владимира. Вобраз гордости советского кино дворянские корни невписывались.

Любвеобильная звезда

Предпочитала неафишировать Орлова ипервый свой брак скрупным партийным чиновником, замом наркома земледелия, латышом попроисхождению Андреем Берзинем, заключенный явно порасчету, дабы выбраться изнужды. При поддержке влиятельного мужа будущая звезда закончила хореографическое отделение театрального техникума, азатем поступила встудию В.Немировича-Данченко, где вскоре закрутила новый роман сруководителем студии, сыном Немировича-Данченко Михаилом.

Ктому времени еебрак распался: через семь лет после свадьбы Андрей Берзинь был обвинен вэкономическом вредительстве исослан вСибирь. Начинающая актриса отчаянно нуждалась вновом покровителе. Сын знаменитого режиссера, одного изоснователей МХАТа, подходил наэту роль как нельзя лучше. Насмену Михаилу пришел крупный австрийский инженер, работавший вМоскве, азатем Оффенбах, постановщик первой советской оперетты Перикола, вкоторой Орлова исполнила главную партию. Кто знает, узналбы мир актрису Любовь Орлову, еслибы неудивительная способность этой маленькой, хрупкой женщины метр скепкой (рост актрисы составлял всего лишь 1м 58см) покорять мужские сердца.

Череда романов прекратилась после встречи сдругом исоратником Эйзенштейна Григорием Александровым. Молодой амбициозный режиссер стал ееглавным мужчиной, еелотерейным билетом. Поводом для знакомства был поиск исполнительницы наглавную роль вфильме Веселые ребята. Побывав вГолливуде, Александров мечтал снять настоящую музыкальную комедию сактрисой, похожей наМарлен Дитрих. Увидев Орлову, режиссер понял, что нашел свою Анюту. АОрлова обрела верного спутника жизни. После съемок, которые проходили вГаграх, золотоволосый Бог (как окрестила Александрова сама Орлова) пал, околдованный чарами актрисы. То, что Бог был женат иимел маленького сына, еенесмутило. Патологическая жажда признания требовала жертв. Кконцу съемок Орлова иАлександров поженились. Восходящая звезда советского кинематографа непросчиталась: Веселые ребята имели оглушительный успех, принесяей, никому неизвестной тогда исполнительнице, звание Заслуженного деятеля искусств истатус любимой актрисы отца народов. Впереди были триумф Цирка, Волги-Волги, Светлого пути, Весны, многочисленные премии иневероятная народная любовь.

Время, назад!

Статус первой красавицы советского экрана актриса поддерживала снеистовством маньяка. Время, казалось, было невластно над ней. Благодаря изнурительным физическим упражнениям (Орлова до70лет стояла убалетного станка изанималась гимнастикой) иособому режиму питания примадонна советского экрана достарости носила один размер корсета, чем чрезвычайно гордилась. Изсвоих многочисленных поездок заграницу она привозила нетолько последние модели нарядов, коих уактрисы было фантастическое количество, ноиспециальную лечебную косметику, окоторой подавляющее большинство ееколлег поцеху, неговоря уже опростых смертных, даже неподозревали.

Едвали непервой изсоветских актрис Орлова стала прибегать икпластическим операциям. Когда иэто непомогало, приходилось идти нахитрость. Чтобы небыло видно морщин наэкране, актриса заставляла Александрова прибегать кразличным ухищрениям. Впоследнем фильме Скворец иЛира еепредательски выдававшие возраст руки дублировала 20-летняя девушка.

Высокому статусу Королевы советского кино соответствовал иобраз еежизни. Свободное перемещение помиру вусловиях тотального железного занавеса, шикарные шубы, мерседесы, рестораны, полеты вПариж запарой перчаток все это делало Любовь Петровну советским аналогом голливудской звезды ивызывало раздражение коллег. Унее практически небыло друзей. Каждый Новый год она встречала всегда одинаково: вуединении загородного дома воВнукове.

Последняя воля

Довольно странным выглядел ибрак актрисы. Многие называли его игрой: содной стороны, Орлова ревностно охраняла свои права насвоего светловолосого Бога, исключая любую возможность появления соперницы ибезжалостно увольняя его смазливых ассистенток. Сдругой... Прожив вместе 40лет, Орлова иАлександров досамого конца обращались друг кдругу исключительно навы испали вразных комнатах. Онназывал ееЧарли, она его Спенсер. Вчесть великого Чарли Спенсера Чаплина, которого они оба боготворили.

Избольшого кино Орлова исчезла задолго досвоей кончины. Помнению критиков, ееблистательная кинокарьера окончилась фильмом Весна, заглавную роль вкоторой Орлова в1947 году получила приз Венецианского кинофестиваля. После смерти Сталина звезда столбовой дворянки советского кино (как окрестили ееколлеги) быстро поблекла. Время приближающейся оттепели требовало совсем других образов.

ИОрлова ушла. ВТеатр имени Моссовета, где проработала еще двадцать лет, сыграв всего несколько ролей. Вотличие откиноработ, театральные достижения актрисы оказались куда скромнее. Пытаясь взять усудьбы реванш, впоследние месяцы перед смертью она пыталась найти пьесу, скоторой моглабы достойно уйти изжизни.

Носыграть вней так инеуспела. 23января 1975года, вдень рождения своего мужа, Орлова попала вбольницу, где через три дня скончалась отрака мозга. Великую актрису предали земле вдень еерождения 29января. Любовь Петровну хоронили сзакрытым лицом. Такова была еепоследняя воля. Впамяти соотечественников она хотела остаться только молодой.

Анфиса Ветрова

x