Режиссер Ася Коренева сняла фильм, вдохновленная большой любовью, свидетелем которой стала вся страна. Эта идея пришла Асе в голову еще весной. В основу сценария 45-минутного фильма Жертва легла история любви Евгении Васильевой и Анатолия Сердюкова. Вы знаете, я всегда была вне политики, меня заинтересовала эта пара в плане человеческих отношений до какой степени реализации своих фантазий могут дойти люди, рассказывает режиссер. Ася Коренева выпускница мастерской Александра Прошкина на Высших курсах кино и телевидения ВГИКа. Жертва ее дипломная работа. Делала она ее на свои деньги, поскольку образование платное и никто не выделяет средства на съемки учебных работ. Как говорит Ася, ей очень повезло актеры и постановочная группа работали за идею.
Сначала мне в голову пришла идея сделать сериал по 45 минут на каждую историю, о событиях, которые остро волнуют всех, становятся, так сказать, больным зубом для народа. Я не слежу за политикой, мне интересны истории людей. И, конечно, самой яркой из последних таких стала любовь Васильевой и Сердюкова, рассказывает режиссер. Нет, я не встречалась ни с кем из них, я не ходила на суды, всю информацию я брала из СМИ, из открытых источников. И мой фильм не документальный. У моих героев нет имен: он и она. Сценарий мы писали вместе с Дмитрием Филипповым. Я основывалась на своих фантазиях, описывая поступки и черты характеров своих героев. И представляете, потом началась мистика в жизни начало сбываться то, что мы додумали! Когда мы писали сценарий, не было еще ее интервью Собчак и Максимовской, этих пересудов про тапки Сердюкова и его халат. А у меня в сценарии все есть! Для меня они современные Ромео и Джульетта в определенном возрасте. И, думаю, их история еще не закончилась... Меня, как актрису по первому образованию (я окончила ГИТИС, играла в Театре им. Маяковского, выступила продюсером и автором идеи спектакля Кабаре за стеклом про реалити-шоу в Театре киноактера), интересовала психологическая сторона взаимоотношений героев нашего времени.
Актеров вы выбирали все-таки похожих на фигурантов? Судя по фото, исполнительница главной роли все же отдаленно напоминает Евгению Васильеву?
Я намеренно уходила от внешнего сходства. И исполнительницу главной женской роли Наталью Коренную, актрису Театра им. Маяковского, мою подругу, Васильеву я выбрала по другим критериям. Наташа популярная актриса, она много снимается в сериалах из последних: Братаны, Час Волкова, Папины дочки. А вот исполнитель главной мужской роли актер Виктор Муравский менее известен, он театральный актер, и внешне он ничем не напоминает Сердюкова. Они же только прототипы... Мы показываем тот момент, когда героиня находится под домашним арестом, и они не могут видеться.
Одинокие прогулки по Арбату будут?
Нет, мы снимали район Фрунзенской набережной когда она идет под пристальным наблюдением. Она все время под колпаком, она уже не знает, куда ей деваться от постоянного этого одиночества на глазах у всех. Когда она доходит до края и начинает думать о самоубийстве, к ней направляют психолога, а тот приводит священника. Роль священника тоже главная, и очень важная для меня. В ней снялся актер Дмитрий Мазуров, он играл в фильмах Артистка, Карпов, Пятницкий. Если вы читали ее стихи, то там у нее описаны ее отношения с Богом.
Ее стихи будут звучать в фильме?
Сначала мы хотели их использовать, но с авторскими правами сейчас все строго. И я сама написала в похожем стиле, и они будут звучать. Будет и фотосессия с героиней в образах, похожих на фото из Интернета Васильевой, которые та сделала для сборника (своих опубликованных стихов. МК). Вы видели ее фотографии? Она же одержима образами великих актрис! Она снималась в образе Дины Дурбин, Веры Холодной, Мэрилин Монро. И наша героиня тоже устраивает себе такую фотосессию, и эти фотографии сыграют свою немаловажную роль в сюжете. Особенно ей не дает покоя образ Мэрилин Монро, конечно. Со стихами в фильме будет связана трагическая сцена выяснения отношений героя и его жены (актриса Инна Лифатова), которая скажет примерно так: Если твоя Ахматова не сдохнет до суда, то ты, мой дорогой, сядешь надолго.
А Министерство обороны как место, где разыгралась драма, будет присутствовать?
Нет. Профессии наших героев и место работы не называются. Про нее лишь говорится, что она женщина, кочующая по министерским кабинетам. И с самим возлюбленным она не встречается в кадре ни разу. Она разговаривает в основном со священником. Священник у нас как некий взгляд народа на жизнь этих людей, и их диалог спор народа и представителей высших кругов.
То есть тут и религиозный подтекст?
Я бы сказала, расставлены точки над i между религией и верой Но важнее все же, наверное, чувства, которые она испытывает и в этих разговорах, и в своей жизни. И не важно, плохая она или хорошая, важно, что она приносит жертву во имя своей любви. И вообще, кто жертва еще неизвестно! Она всю жизнь ждала такую любовь, а когда наконец испытала, ее отбирают.
Все только про любовь? А как же килограммы бриллиантов?
Да, и драгоценности будут. Она сидит и играет этими пустыми коробками, танцует на фоне рам от унесенных картин. У нее же забрали все... Максим Седов, продюсер, предоставил мне возможность воплотить идею и организовал площадки и локации буквально из ничего. Еще у нас была одна экспедиция в Болгарию, в Свети Влас, яхт-клуб этого города предстает у нас как некое владение героев. Притом, вы знаете, никто не верит, но сами съемки уложились в 5 дней. Тут, конечно, заслуга нашего оператора Дмитрия Мальцева (его фильм Иуда участвовал в конкурсе последнего Московского кинофестиваля).
А как же зритель догадается, что все про них, именно про Васильеву и Сердюкова?
Ну, мы прямо не говорим. Но в кадре будут присутствовать телерепортажи. В роли телеведущего программы Скандалы сегодня снялся известный политический журналист Андрей Добров. Они нам нужны, чтобы зритель понимал, как выражается мой мастер Александр Анатольевич Прошкин, кто кому дядя.
Да, а как Прошкин отнесся к вашему замыслу и его исполнению?
Он очень удивился выбору темы. Всем известно, что он политикой не интересуется и меня предупредил, чтобы я в сиюминутность и злободневность не скатывалась. Но профессиональных претензий у него вроде нет. В конце февраля я хочу устроить закрытый показ фильма. Где и когда пока не знаю.
Прототипов на премьеру пригласите?
Нет, зачем? Да и как вы себе это представляете? По электронной почте? Ну не знаю. Я не хочу устраивать из этого политическое шоу.
Елена Ардабацкая