В Варшаве открылся фестиваль российского кино. Более сотни картин покажут в тридцати городах Польши. Какие фильмы привезли и что зрители увидели на открытии?
"Пионеры-герои" фильм Натальи Кудряшовой о последнем поколении советских пионеров, которые вынуждены жить в эпоху крушения больших идеалов, понятен польскому зрителю. В кинозале большинство тех, кто вырос в социалистической Польше и сам повязывал галстук, собираясь в школу .
Эта картина открывает ретроспективу игровых, документальных, мультипликационных фильмов, привезенных в Польшу на фестиваль российского кино. В кассах варшавских кинотеатров выстроились очереди.
Зрительница Анна заранее решила приобрести билеты на конкурсные фильмы. Любимые советские картины называет "душевными" и признается, что с удовольствием смотрит современное российское кино. "В России кино другое, не как европейское, не как кино США. Не техника, а душа человека", говорит она.
Для многих фестиваль это знакомство с современной Россией, возможность вспомнить русский язык, который раньше преподавали в польских школах. Анна и Даша, студентки и в столичном вузе, изучают русскую филологию. Узнав о фестивале, они сразу записались в волонтеры. Девушки с готовностью рассказывают зрителям о предстоящих показах.
Впервые фестиваль российского кино начал свою работу в польской столице еще 9 лет назад . Тогда он назывался "Спутник над Варшавой". Со временем кинофорум расширил свою географию и получил название "Спутник над Польшей". Теперь фильмы, привезенные из России, показывают по всей стране. После Варшавы их увидит Краков, Гданьск, Вроцлав и еще полсотни разных польских городов.
В конкурсной программе этого года 15 киноновинок. Алексей Федорченко привезет в Варшаву отмеченный двумя призами на Кинотавре фильм "Ангелы революции". Василий Сигарев комедию "Страна Оз".
Иван Вырыпаев сам представит зрителю новую драму "Спасение". Ее главная героиня католическая монахиня из Польши после 25 летнего затворничества покидает монастырь и впервые выезжает в другую страну. Ей предстоит открыть для себя новый мир, иную культуру и абсолютно другую религию.
Некоторые фильмы посвящены актуальным проблемам современного мира национализму и теме миграции. В их числе "Побег из Москвабада" Дарьи Полторацкой, "Норвег" Алены Званцовой , "Ч/Б" Евгения Шелякина.
Директор фестиваля Малгожата ШляговскаСкульска с детства влюблена в наше кино: актер Владимир Коренев в роли Ихтиандра в фильме "Человек-амфибия" покорил ее сердце. Она привозит в Польшу новые и уже популярные российские фильмы.
В этом году в честь 70-летия Победы зрителей ждут "А зори здесь тихие" Рената Давлетьярова, "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "Единичка" Кирилла Белевича. Кино, уверена Малгожата, помогает полякам и русским оставаться открытыми друг для друга вопреки политической конъюнктуре.
"Это зеркало души из России, говорит Малгожата ШляговскаСкульска. А когда мы смотрим в это зеркало, то видим себя. У нас такие же проблемы, как у вас, ничего не изменилось. На западе не все будут понимать эти проблемы, а мы друзья, как нам не понимать друг друга".
Почетный гость фестиваля Александр Сокуров планирует совместную российско-польскую картину. Деталей режиссер пока не раскрывает, но признается, что это давняя мечта. Анджей Вайда один из тех, с кем Сокуров рад был бы работать. Кино режиссер называет такой сферой, в которой нужно действовать уже сейчас, чтобы лет через пять получить результат. Сокуров уверен: оно поможет разрушить стену отчуждения между Польшей и Россией, возникшую в последние годы.
"Кино, конечно, самое простое из культурных явлений, и с помощью кино эти стены пробивать проще всего, считает режиссер. Трудно с литературой, музыкой, живописью, с другими видами культуры, а с кино просто. Но нужно взаимное понимание и нужно, чтобы Россия представляла на этих фестивалях не коммерцию, а что-то очень важное. Насколько я могу судить, сегодня в представлении поляков Россия ассоциируется с большой культурой".
Документальная драма Александра Сокурова "Франкофония" открывает фестиваль. Оккупированный нацистами Париж и заколоченные в ящики сокровища Лувра... Но фильм не только о музее и попытках спасти его ценности. Он и об особой миссии искусства, которое всегда выше и важнее идеологий.