Анна Табанина

Угробили своими руками

Новый фильм Никиты Михалкова оРоссии, которую мыснова можем потерять.

Белградскую премьеру Солнечного удара можно уверенно назвать успешной. О фильме три дня писали ведущие СМИ Сербии, самого Никиту Михалкова принял даже крайне загруженный премьер-министр Александр Вучич, а на премьеру в крупнейшем столичном киноконцертном комплексе Сава (который был переполнен желающими увидеть картину) пришел президент Сербии Томислав Николич с супругой, в сопровождении всего белградского бомонда.

Безусловно, утонченные синефилы могут скептически отнестись к выбору места для демонстрации Солнечного удара после распада Югославии Белград утратил статус одного из центров киноиндустрии, однако По словам самого Никиты Сергеевича, выбор сербской столицы для премьеры картины о судьбе белых офицеров, взятых в плен в Крыму, определил тот факт, что именно в Сербию ушла большая часть армии барона Врангеля. Публика приняла фильм на ура, чему всячески способствовало присутствие в кадре звезды сербского кино Милоша Биковича.

Новый фильм Михалкова трудно назвать классическим, с четко выстроенным сюжетом: перед нами история, герои которой, за редким исключением, не имеют собственных имен, то есть символизируют архетипы, а не конкретных людей. Такой же прием режиссер использовал и в фильме Двенадцать.

В основе сюжета попытка главного героя, офицера-белогвардейца (его играет Мартиньш Калита) понять, как случилось, что прекрасная и устроенная жизнь заканчивается в трюме проржавевшей баржи, везущей его боевых товарищей на смерть? Картина наполнена символами: это и неудачливый фокусник-марксист, со знакомыми интонациями сетующий на жизнь в этой стране; и жадный священник, норовящий ободрать богатенького столичного офицера; и петербургский учитель, насаждающий среди детей передовые теории о происхождении человека Герой Калиты, между тем, увлекшись мимолетным романом, никаких сигналов не замечает и знаков приближающейся катастрофы не считывает. Беспечность и нежелание пресечь деградацию привычного мира приводит его на фронт гражданской войны, затем в лагерь военнопленных, а в итоге на дно Черного моря в одной из знаменитых крымских барж, описанных Иваном Буниным.

Основная идея Солнечного удара позволяет сделать вывод Россия, как и в начале ХХ века, стоит перед выбором заметить сигналы приближающейся беды и попытаться ее предотвратить, или сделать вид, что ничего не происходит и отвлечься на очередной фудмаркет или новую модель смартфона. Как и сто лет назад, попытка засунуть голову в песок приведет лишь к обострению проблемы именно об этом говорит герой Милоша Биковича в финальной сцене: Своими руками угробили страну. Не дать угробить страну еще раз, увидеть знаки опасности, не сидеть сложа руки к этому призывают авторы картины.

Александр Широков

x