Анна Табанина

"Трудно быть богом" "Левиафану"

Вручение Ники стало сенсацией: Левиафан не получил почти ничего, а основные награды забрала картина Германа

В Москве в помещении государственного музыкального театра фольклора Русская песня прошла церемония награждения кинематографической старейшей отечественной кинопремии Ника, которая вручалась уже в 28 раз. Сенсацией нынешнего награждения стала победа в основных номинациях фильма Германа-старшего Трудно быть богом по одноименному произведению братьев Стругацких.

Эта картина была более чем неоднозначно встречена практически всеми политическими кругами России. И либералы, и патриоты нашли для своих оценок множество нелестных эпитетов по поводу последнего произведения знаменитого режиссера. Обвиняли как в художественной несостоятельности, так и чуть ли не в круговой поруке и коррупции, которая царила вокруг денег, выделенных на фильм. Политические силы мы тут упоминаем неслучайно, так как кинематограф в России в последнее время, скорее, относится к политическому спектру, чем к области чистого искусства (впрочем, вполне возможно, что это как раз свидетельствует об оздоровлении общества, так как в России кино всегда было крайне политизированным). Вспомним баталии вокруг последних картин Михалкова, вокруг фильма Сталинград и еще множество патриотических конъюнктурных поделок помельче, которые, как правило, снимаются для телевидения ко Дню Победы. К счастью, здравый смысл до сих побеждал, и зрителю пока не выкручивали руки, типа: не любишь Сталинград значит ты враг и не патриот. В России пока еще можно не любить отечественный кинематограф в его худших проявлениях, но тенденция постепенно скатывается к всеобщему и тотальному одобрямс любой продукции наших именитых режиссеров.

***

Основные надежды возлагались на фильм Андрея Звягинцева Левиафан, который был представлен в 11 номинациях. Левиафан уверенно называли фаворитом Ники, хотя, судя по критике (если не сказать травле), которую устроили фильму некоторые СМИ и отдельные представители околокультурной общественности, в то, что картина Звягинцева заберет основные призы, верилось с трудом. Хотя, думается, отдельные люди верили до последнего. Не забрала. Что вызвало, как минимум удивление, либеральной общественности. Ладно михалковский Золотой орел, ясно, как день, что он бы ни за что не достался космополиту Левиафану, но демократическая Ника! Как же так!? Ведь фильм вскрывает, обличает, показывает другую сторону медали, нашу неприглядную действительность! А ведь это главное оружие либерализма показывать и показывать эту самую действительно, тыкать быдло в нее носом!

И тут на руку Ники как нельзя кстати сыграла картина Германа, позволившая вроде бы сохранить премии либеральное лицо. Картина как бы про другую планету и совсем не про нас, но тоже вроде бы считается если не фреской, то карикатурой на нашу жизнь. То есть социальный запрос на критику действительности, вскрытие язв общества и подобные штуки формально соблюден, а то, что кино не понравилась огромному числу людей, всегда можно списать на неподготовленность зрителя, его незрелость, на время покажет, на я так вижу режиссера Германа-старшего, который до Трудно быть богом снимал настоящие и вполне однозначные шедевры.

Я не берусь оценивать художественные достоинства германовской картины. Возможно, время действительно покажет и этот вымученный (в прямом смысле: фильм снимался более 10 лет) шедевр займет свое место в пантеоне лучших российских картин. С другой стороны, тот факт, что этим фильмом заткнули Левиафана, думается, несколько оскорбителен и для съемочной группы Трудно быть богом и для памяти великого режиссера. В ходе награждения складывалось впечатление, что академики действовали по принципу только не Левиафан.

Их понять можно. Судя по всему, в нынешних российских политических реалиях уже невозможна ситуация 2011 года, когда, например, группа Война получила премию Инновация за их акцию 14 июля 2010 года на Литейном мосту в Питере напротив знания ФСБ. Тогда участники группы изобразили на покрытии моста 60-метровый фаллос, который предстал во всей красе, когда конструкция была разведена. В то время считалось, что это акция неповиновения культурной общественности, которая вопреки кровавой гебне вдруг дала премию удалым участникам Войны. Но потом случилась акция Pussy Riot (эта панк-группа тоже вышла из Войны), которая дала повод противникам награждения акционистов говорить: а ведь мы предупреждали. А тут еще недавняя история с оперой Тангейзер и вынужденное увольнение руководителя театра за несоблюдение субординации. В самом деле, когда формулировки увольнения напоминают приговор военного трибунала, то жюри Ники уже точно некуда было деваться. Впрочем, для ясности поверим в то, что фильм Германа действительно обладает выдающимися художественными достоинствами, несмотря на то, что во главу угла картины поставлена не гуманистическая философия, как это было у Стругацких, а человеческое скотство во всей его красе.

Ожидалось, что Трудно быть богом получит все технические призы за операторскую работу, за костюмы и т.д., но Левиафан все-таки возьмет Лучший фильм и Лучшую режиссерскую работу. Этого не произошло. Академики были единодушны и вручили все основные призы германовской картине.

Левиафан же отличился лишь в двух второстепенных номинациях: Лучшая женская роль Елена Лядова и Лучшая мужская роль второго планаРоман Мадянов. Все остальные призы были разверстаны по Трудно быть богом и другим фильмам. Карина Германа получила Нику в семи номинациях: Лучший игровой фильм, Лучшая мужская роль Леонид Ярмольник, Лучшая режиссерская работа Алексей Герман, Лучшая операторская работаВладимир ИльиниЮрий Клименко, Лучшая работа звукорежиссёраНиколай Астахов, Лучшая работа художника Сергей Коковкин, Григорий Кропачев и Елена Жукова, Лучшая работа художника по костюмам Екатерина Шапкайц.

Пожалуй, самое точное определение отношения к фильму Левиафан дал, как ни странно, один из священников РПЦ, который сказал так: Левиафан это все правда, но снимать так нельзя. Я бы прибавил, что то же самое можно сказать и о Трудно быть богом.

Проблема тут в том, что оба фильма одинаково антинародны, в том смысле, что сложны для восприятия простыми гражданами, которые в большинстве своем не являются утонченными эстетами (а ведь звание эстета можно, особенно в России, получить именно за особую страсть расковыривать раны, показывать неприглядный лик общества и рыться в дерьме). К сожалению, основная интрига Ники свелась к выбору между плохим и еще худшим: к двум безысходным картинам, которые не дают никакой надежды на будущее. Они обличают, срывают покровы, даже оскорбляют, но не дают зрителю ровным счетом ничего, к тому же являются яркими представителями сокуровско-тарковской школы, язык которой устарел, и то, что он до сих пор котируется на кинофестивалях, говорит скорее о допотопном сознании киноистеблишмента, чем о реальной художественной ценности этих картин.

Михаил Сарафанов

x