Анна Табанина

"Солнечный удар" - ощущение провала

К середине Солнечного удара было уже стойкое впечатление катастрофы, провала, однако затем это впечатление замылилось вместе с канувшим неизвестно куда одноименным сюжетом, и все закончилось другим кино, про другое, где не обошлось без душещипательных параллелей с... представьте себе, Титаником Впрочем, были и бодрые параллели с тем же оскароносным фильмом - они проскакивали в начале: палуба, зарождение чувства Но как это показать? Режиссер показал нам, и не раз, возвратно-поступательное движение корабельных поршней и шатунов

В эротической сцене без них тоже не обошлось. Осетрина второй свежести и то, пожалуй, свежее. Сама эротика тут рецензенты правы возможно, худшая в истории мирового кинематографа. Похоже, актер и режиссер в одном лице сам показал молодой, еще не вполне опытной актрисе, как изобразить оргазм Она попыталась. Получилось не очень Еще хуже это снято: землистого цвета тела, покрытые огромными каплями пота, и снова шатуны Вообще заметно, что актер и режиссер в одном лице много и часто показывал, как вести себя в кадре. Знакомые ужимки и прыжки, тусовочная движуха фальшивой непосредственности. Взбодренные режиссером актеры переигрывают, экзальтируют на пустом месте, подчас выглядят глупее своей органики в предложенных обстоятельствах.

То драма, то водевиль, то комедия положений чего стоит одна беготня за улетающим газовым платочком, который возвращает чайка. Зачем это? чтобы зритель не заскучал? В таких местах даже музыка другого мэтра, Артемьева, звучит как-то растерянно, не в тему, и если бы не сквозная ария Далилы из оперы Самсон и Далила Сен-Санса, то можно было бы задаться вопросом: а была ли музыка?

Разумеется, никакой это не Солнечный удар, неОкаянные дни, не Бунин и даже не по мотивам. Это нечто отдельное, позднемихалковское, надерганное из разных мест, в том числе и из своих, донельзя эклектичное, с потерей представления о том, что такое темпо-ритм, монтаж, психологическая мотивация, логика и реальность.

Впрочем, если бы человека, считающегося мэтром и классиком, можно было бы приковать к монтажному столу (или где это нынче делается?) и заставить убрать лишнее, пустопорожнее и затянутое, то получилось бы вполне приемлемое рядовое кино на полтора часа.

Идейно-философский аспект фильма обсуждать не имеет смысла кому интересно, тот и так знает текущие взгляды Н. М.
Увы, очередной кикс от культового кинорежиссера советской поры.
Жаль, была надежда.

Игорь Куберский

x