Режиссер Сергей Бодров-старший приехал вРоссию, чтобы представить свой новый фильм Седьмой сын
Новая лента режиссера Сергея Бодрова-старшего Седьмой сын, снятая по мотивам романа Джозефа Дилейни Ученик ведьмака, повествует о войне между сверхъестественными силами и человечеством. Колдун по имени Грегори столетия назад заключил в тюрьму злую могущественную ведьму Мать Мэлкин, но она сбежала и ищет мести. Собрав своих последователей, ведьма готовится обрушить свой страшный гнев на ничего не подозревающий мир. Ведьмак Грегори должен обучить нового ученика седьмого сына сражаться с темной магией, отличной от любой другой.
Сергей Бодров впервые за три года приехал в Москву из США, где он постоянно проживает в последние годы, чтобы представить на суд критиков свой новый фильм, который выходит в российский прокат 1января 2015года, и рассказал Ленте.ру о том, почему киношное зло оборачивается добром, о свойстве людей вечно искать врага и любимой собственной картине.
Лента.ру: Многие считают, что фантазийные книги и фильмы существуют исключительно для развлечения, но на самом деле сам выбор таких книг для экранизаций уже подразумевает, что они так или иначе комментируют процессы, происходящие в обществе. Что такого есть в книге Ученик ведьмака, которая стала основой Седьмого сына?
Бодров:В книге такой идеи не было. Она прекрасно написана, смешная, очень популярна в Англии, но для детей. Когда мы решили взяться за этот материал, первым делом сделали главного героя старше. Там идет речь об охотнике за ведьмами Грегори в исполнении Джеффа Бриджеса, у него когда-то был роман с красивой женщиной, которую сыграла Джулианна Мур. Ее позже объявили ведьмой, и через много лет она вернулась в жизнь Грегори разозленной гарпией. Почему женщин, чье поведение отличается от общепринятых в патриархальном обществе, объявляют ведьмами, злом? Что такое зло, откуда оно берется? Почему охота на ведьм, как бы они не выглядели, происходит в каждое время, в каждой стране? И это происходит до сих пор. Вот о чем я снимал фильм.
То есть героиня Джулианны Мур не классическая сказочная ведьма-злодейка, какой она предстает в трейлере фильма? Она олицетворение инаковости?
Да, ее просто-напросто сожгли за то, что сами ее не понимали, а потом она вернулась, чтобы отомстить своим обидчикам.
В последние годы киношное зло все больше оборачивается добром. Когда кинозлодеев играют обаятельные актеры, такие как Бенедикт Камбербэтч, Хавьер Бардем или Том Хиддлстон, зритель сопереживает им, а не главным положительным героям. Не говоря уж об Анджелине Джоли в Малефисенте героиня, бывшая в сказке злобной каргой, превратилась в жертву интриг, разбудившую спящую красавицу.
Такое действительно происходит и во многом благодаря тому, что лучшие актеры не хотят играть одномерных персонажей им просто не интересно. Но обаяние актера такая вещь, что злодей благодаря ему становится еще опаснее.
А можно это интерпретировать так, что мир перестал быть биполярным, черно-белым?
Да, согласен, во всем есть нюансы, но часто люди, ослепленные ненавистью или стереотипами, об этом забывают.
Фото: Universal Pictures 1/6
Ваш главный персонаж, сыгранный Беном Барнсом, становится героем, потому что ему предначертано судьбой седьмой сын седьмого сына, то есть Избранный, почти Нео. Это фатально. Но не потому, что он сам хочет избавить мир от зла?
Надеюсь, у нас получилось интереснее. Когда вы впервые увидите героя Барнса, то сразу поймете, что с ним что-то не в порядке. С ним случаются припадки, у него видения, вообще парень с изъяном. Но как заикающийся человек могу сказать, что в изъянах есть преимущества значит, в чем-то другом больше дано. Дальше по сюжету выяснится, что его мать тоже была ведьмой. В общем, не просто так его угораздило родиться седьмым сыном седьмого сына.
В наше глобалистское время голливудские фильмы стали универсальными и понятными каждому настолько, что это иногда даже удручает. Вам в этой ситуации было бы сложнее снять криминальную драму вроде Давай сделаем это по-быстрому, чем в 2001году?
Такие картины уходят на телевидение, где проще снимать драмы и рассказывать истории без спецэффектов. А в Голливуде да, победил жанр.
Вы часто бываете в Москве?
Сейчас чаще, но последние три года не приезжал из-за съемок Седьмого сына.
Я спрашиваю к тому, что смогли бы вы сейчас снять фильм о современной России?
У меня есть предложение снимать в России, но снять фильм о современной России возможно, что и не смогу. Об истории страны почему нет? Мы тут с одним американским коллегой написали сценарий Генералиссимус о жизни Сталина, вернее, историю о его двойнике.
Вы как-то сказали, что снимаете кино, которое иногда получается интересным, а иногда нет. Оглядываясь на собственную фильмографию, какие картины вы бы сейчас отметили?
Я придирчиво отношусь к собственным работам. Но могу назвать Кавказского пленника и Монгола приличными картинами. Они и во всем мире были хорошо приняты.
А если иметь в виду не коммерчески удачные, а фильмы, которые вы лично любите?
Мне дорог черно-белый фильм 1987 года Непрофессионалы, про гастролирующую группу музыкантов, который я снял в Казахстане. Его мало смотрели, знают только редкие критики и профессионалы. Но английские критики, например, пишут, что это моя лучшая картина. Было в ней что-то такое, что помогло мне потом вырасти.
Кстати, насчет биполярности. Вы, как русский режиссер, живущий в Америке, ощущаете на себе ухудшение отношений между нашими странами? Голливуд вернется к образу русского врага?
К сожалению, эти вещи взаимосвязаны. Людям в принципе свойственно искать врага, чтобы обвинить в своих бедах, и тут ума много не нужно, чтобы предсказать: в следующем фильме о Бонде отрицательный герой снова окажется русским, как 30лет назад. Как аукнется, так и откликнется.
Геннадий Устиян