Юрий Кара автор нашумевших в перестройку кинолент Воры в законе и Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным предложил на время действия американских санкций в качестве ответной меры запретить прокат в России американских фильмов и не показывать их по телевидению. Идею поддержал председатель Комитета Госдумы по культуре, кинорежиссер Станислав Говорухин творец, можно сказать, культового документального фильма Так жить нельзя, послужившего толчком к бурной дискуссии в советском обществе о необходимости смены общественно-политического строя.
Любопытный факт: в 1990 году на волне политики нового мышления Юрий Кара показывал свои Пиры Валтасара в США, в том числе в американском конгрессе. А нынче оба режиссера состоят в Общероссийском народном фронте (ОНФ), на президентских выборах 2012 года были доверенными лицами кандидата В.В. Путина (С. Говорухин возглавлял предвыборный штаб), подписали обращение деятелей культуры в поддержку политики президента в Крыму и в Украине.
В США и в Голливуде их предложение, как теперь говорят, услышали и оживленно комментируют. Прежде всего отмечается, что это далеко не первая попытка запретить американские фильмы в современной России. Ранее в этом году член Комитета по культуре Совета Федерации Бату Хасиков предложил запретить в России американские фильмы, демонизирующие образ России или показывающие ее примитивным и глупым способом. Сенатор от Калмыкии, кандидат политических наук в своей прошлой жизни был кикбоксером, чемпионом мира среди профессионалов. Лондонская the Guardian проиллюстрировала материал о его законопроекте фотографией из фильма Рокки-4 со Сталлоне и Лундгреном, игравшем советского боксера, который, по сценарию, был накачан запрещенными анаболиками и готов был убить американца (Сталлоне) на ринге. Пройдет ли его отбор Рокки-4? задает вопрос газета. Этот фильм классика подпольных видеосалонов второй половине 80-х. Впрочем, предложение сенатора касается только новых фильмов made in USA. Но если предложение кинорежиссеров превратится в закон, то Россия, как и Китай, станет страной, где показ американского кино будет возможен только в случае, если фильм соответствует ряду строгих нормативов. Замечу, что Голливуд идет на такие нормативы, потому что китайский кинорынок занимает второе место в мире после США. По оценкам аналитического бюро Ernst Young, к 2020 году кинорынок Поднебесной обойдет внутриамериканский. На прокат американских фильмов в Китае существует официальная квота, ограничивающая количество фильмов в прокате. Но квоту на зарубежные фильмы недавно подняли с 20 до 34, причем эти дополнительные 14 должны обязательно демонстрироваться в формате 3D или IMAX. Из-за постоянного роста прибыли от кинопроката в КНР Голливуд специально для китайских зрителей снимает дополнительные сцены и вводит дополнительных героев. Так было с блокбастером Iron Man 3, китайский вариант которого отличается от американского. А выпуск ремейка Красный рассвет был вообще приостановлен. Уже на стадии постпродакшн американцы поправили сценарий: китайские войска, вторгающиеся в США, заменили на северокорейские, чтобы не обижать Китай и не лишиться китайского проката. Кстати, первый вариант фильма Красный рассвет с совсем юным Патриком Суэйзи, как знают киноманы, был посвящен захвату Америки кубинцами. Тот фильм в СССР называли пережитком холодной войны.
Российский кинорынок также сделал в последние годы заметный рывок и занимает 8-е место в мире: после США, Китая, Японии, Великобритании, Франции, Германии и Индии. Голливуд к нему приспосабливается. Российские актеры потихоньку появляются в крупных блокбастерах с мегабюджетами; очередные серии боевиков-сиквелов типа Крепкого орешка снимают в России; мировые премьеры фильмов идут в Москве одновременно с премьерными показами в других столицах. Москва стала постоянной точкой на карте голливудских звезд. Как отмечает the Calvert Journal, Россия мечта для нового глобалистского Голливуда: гигантская страна с развивающейся киноинфраструктурой, в которой зритель ненавидит собственные фильмы. C 2006 по 2011 год число кинозалов здесь удвоилось. Доходы от кинопроката растут, в среднем на 27 процентов в год. И далее: Схема маршрута голливудских звезд в российской столице более или менее одинакова: фотосессия у отеля Ritz, запись на ТВ в шоу Ивана Урганта, затем премьера в кинотеатре Октябрь, выстроенном еще в советскую эпоху, обед в ресторане Nobu и, если остаются силы, набег на ночной клуб Soho Rooms
Замечу, так было еще совсем недавно, до введения западных санкций. Число мировых звезд, желающих посетить Россию, будь то кино, живопись или музыкальная индустрия, с тех пор неуклонно сокращается. Нет, ну конечно, остаются Микки Рурк, Стивен Сигал и Депардье с российским паспортом
Возможный запрет американского кино нанесет удар по российскому кинопрокату, где, как отмечает the Hollywood reporter, доля американских фильмов в ежегодной прибыли 1 млрд долларов составляет 70 процентов. Когда в марте этого года депутат Госдумы Роберт Шлегель предложил законопроект, вводящий обязательную квоту на иностранные фильмы (доля российских лент должна была составлять не менее 50% в общем кинопрокате), эта идея не получила поддержки в правительстве. Показательно, однако.
Российская киноотрасль сопротивляется запретам на американское кино вот еще почему. По данным Александра Семенова издателя делового журнала Кинобизнес сегодня, которые приводит Русская служба Голоса Америки, в этом году около 5 российских картин принесли своим создателям прибыль; не более десятка смогли окупить бюджет, а все остальные в кинопрокате провалились. 70% российских фильмов демонстрируются практически в пустых залах. Отказавшись от американских считайте мировых блокбастеров, российский кинопрокат будет заживо похоронен. Годовые доходы от проката всех российских фильмов равны бюджету, затраченному на производство одного голливудского боевика, подчеркивают американские эксперты.
The Hollywood reporter отмечает, что в первой половине этого года доля российских фильмов в общих киносборах несколько поднялась: с 18 до 24 процентов (данные российской Movie Research Company). Этого еще очень мало для того, чтобы отрасль могла отказаться от американского, а точнее, интернационального кино. Голливудские фильмы, которые Юрий Кара предлагает запретить, это уже не американское, а международное кино, в котором национальность режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, композиторов и, что важно, продюсеров играет второстепенную роль. Это кино в значительной степени политкорректное и толерантное, чтобы не вызывать отторжения зрителя: от Китая до Парижа, от Москвы до Лос-Анджелеса. Гораздо сложнее теперь будет дойти до российского зрителя (официальными, не пиратскими, путями) независимому или арт-хаусному кино после запрета в России на употребление ненормативной лексики, пропаганды гомосексуализма и прочего. В этом есть что-то ненормальное: одна рука российских кинематографических начальников готова вырезать из фильма Андрея Звягинцева Левиафан весь мат, прежде чем он выйдет в российский прокат, другая двигает этот фильм на соискание премии Оскар.
Параллельно в Москве был обнародован список правильных американских фильмов, которые рекомендуются россиянам к просмотру: Кабаре, Титаник, Апокалипсис сегодня. В связи с этим американские эксперты задают вопрос: как антивоенный пафос эпического фильма Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Копполы укладывается в украинскую политику Кремля?
Большинство экспертов киноиндустрии в США и России полагают, что предложение Кары и Говорухина не будет воплощено в жизнь. Сладкие грёзы Голливуда вряд ли превратятся в горькие слёзы от потери 500 миллионов долларов, которые приносит ему российский кинопрокат. Вряд ли режиссеры и продюсеры Голливуда, в основном голосовавшие на выборах за Обаму, будут специально просить президента снять санкции с России, чтобы не потерять российский кинорынок. Но кто может знать наверняка, как отнесутся к предложению КарыГоворухина в Кремле?
Александр Панов