Анна Табанина

Шерлок Холмс подводит итоги

3 ноября начинается петербургская часть фестиваля Новое британское кино, который проходит в 24 российских городах. Фильм открытия Мистер Холмс с Иэном МакКелленом в заглавной роли показали только в Москве. Но обозреватель Фонтанки успел посмотреть историю умирания великого сыщика и смело рекомендует картину всем сентиментальным мегаломанам. Широкий прокат планируется в феврале будущего года.

Разумеется, лента создателя саги Сумерки. Сага. Рассвет Билла Кондона в этом самом прокате и провалится. Кино, что называется, не для всех и пусть присутствие Иэна МакКеллена из ширпотребовских жвачек про хоббита и властелина колец вас не обманывает. Красиво снятый фильм с параллельными сюжетными линиями и многозначительными, пусть и несколько банальными выводами порадует интеллектуальных меланхоликов, осознающих, что они не такие и что их предпочтения отличаются от художественных запросов среднего жителя спального района. Меня, например, Мистер Холмс оставил в полном восторге.

В основе ленты роман Митча Каллина Пчёлы мистера Холмса. 1947 год. Дом на живописно лаконичном побережье Сассекса, окруженный цветами и ульями, является последним приютом для 93-летнего Шерлока Холмса. Все прежние умерли и миссис Хадсон, и оказавшийся в итоге чужим для Холмса доктор Ватсон, безбожно фальшививший в своих рассказах его в ленте даже показали только фрагментарно, скоротечно и без лица. Даже многоумный брат Шерлока Майкрофт Холмс и тот скончался пару месяцев назад. На долю главного героя остаются только полусумеречное состояние, жужжанье заботливо разводимых пчёл и бегство от деменции при помощи шарлатанских снадобий вроде маточного молочка или японского перца.

Еще одна тревога не оставляет Шерлока Холмса отчего же тридцать лет назад он затворился в глуши и оставил практику, что скрывает его последнее дело, которое Холмс мучительно вспоминает благодаря только настояниям сына своей горничной. На опубликованный отчет доктора Ватсона, как мы уже говорили, надеяться нельзя. Я был настоящим, пока Джон не превратил меня в фикцию, а после у меня не было выбора, философствует Холмс, давно отпустивший Ватсону все грехи как прощают незнакомого человека, наступившего вам на ногу.

Реставрация событий тридцатилетней давности чередуется с киновоплощением этого же расследования но уже по правильному сценарию доктора Ватсона, а также с японской частью повествования: именно туда Холмс отправляется в поисках средства от маразма. И все это на фоне безотрадной картины угасания великого интеллекта (что случается лишь с некоторыми) и обыкновенного человеческого тела (ждёт каждого из нас). Такая многослойность имеет свойство раздражать немыслящего зрителя и предоставляет возможность немного пораскинуть умом обладателям такового. Вообще, по настроению Мистер Холмс весьма совпадает с Часами Стивена Долдри, в которых блистали Мерил Стрип, Джулианна Мур и Николь Кидман. Неожиданности будут но также поданные спокойно, меланхолично и красиво.

О красоте. Оператор Тобиас Шлисслер снял картину так, будто вертел перед камерой гипнотизёрским маятником. Лента изобилует яркими кадрами, но ярки они как-то по-викториански, размеренно и с подобающей Англии чопорностью. Атмосфера благородной страны и национальная принадлежность буквально осязаемы включение ленты в программу фестиваля именно британского кино полностью оправданно и логично. И что бы ни находилось в данный момент в кадре волны на побережье, окуриваемые ульи, респектабельный клуб для настоящих джентльменов, железнодорожная станция, скамья на вековом английском газоне ты ощущаешь, что смерть где-то рядом. Что она была, есть и будет. И что весь фильм вовсе не рассказ о Холмсе-маразматике, а размышление о переходе человеческого бытия в небытие.

И об одиночестве. МакКеллену, конечно, повезло с ролью. После ходульного Гэндальфа сыграть спокойную, естественную трагедию, ожидающую всякого человека, не потерявшего рассудок и осознающего неизбежность ухода из жизни, тонко нарисовать ее полуэмоцией, полужестом, ускользающей мимикой означает доказать, что ты действительно большой актер. Некоторая артхаусность картины послужит препятствием на пути к большим наградам и призам, но и Иэн МакКеллен, и Лора Линн с Майло Паркером, сыгравшие опекающие Холмса семейство Монро, и Хэтти Морахэн в роли трагической героини последнего дела сыщика заслуживают высокой оценки.

Не стоит покидать эту жизнь без чувства завершённости. К такому выводу подводит нас престарелый Холмс, раскладывая по японской традиции камни в память об ушедших. Которые на самом деле где-то рядом ведь мёртвые не так уж далеки от нас, они лишь по другую сторону стены (это еще одно дословное откровение создателей ленты). Вот и ложатся в зеленую-зеленую траву сассекского побережья симпатичные небольшие валуны. Этот за миссис Хадсон, этот за Ватсона, этот за брата... И не пора ли приготовить камень в своё воспоминание? О, конечно, не прямо сейчас. Но скоро. Очень скоро.

Евгений Хакназаров

x