Актер Александр Збруев о своем возвращении на большой экран с Кино про Алексеева
В прокат вышлоКино про Алексеева Михаила Сегала, смешная и печальная биография вымышленного советского барда, первое со времен триллера Кожа Саламандры появление на большом экране Александра Збруева. Почему возвращения пришлось ждать так долго, корреспондент Известий узнал у народного артиста.
Режиссер Михаил Сегал утверждает, что у вас с ним немного разное видение фильма.
Для меня Кино про Алексеева это, помимо всего прочего, фильм о несправедливой судьбе талантливого человека. Я прожил долгую жизнь и много повидал людей, которые когда-то были в зените славы, а потом оказались выброшены на обочину жизни. Миша Кононов, кумир миллионов, актер с блестящими перспективами как он встретил старость? Как Алексеев, продавал картошку у дороги.
Вы поэтому решили прервать почти 10-летнее молчание и снова сняться в кино из-за личного отношения к теме?
На самом деле, у меня за эти 10 лет было три проекта, в которых я хотел и даже согласился участвовать, но в силу различных внешних причин они состоялись без моего участия. Не буду их называть, это хорошие фильмы довольно известных режиссеров. А что касается личных мотивов, история Алексеева такая, что вызовет сопереживание у любого человека. Каждый из нас сталкивается с трудностями, к которым не готов, с обстоятельствами, которые сильнее.
По словам режиссера, он пытался сделать фильм о посредственности, чувствующей дискомфорт от своей обычной жизни. Бард Алексеев за всю жизнь написал всего лишь одну хорошую песню Дезертир, которую спел на слете исполнителей авторской песни в 1980 году.
Так и это уже немало. Наверное, это общие слова, но мне кажется, что одним небольшим поступком можно полностью определить свою жизнь. Да, я могу согласиться с Мишей Сегалом, Алексеев не самый одаренный человек, но если он написал песню, которая осталась в душе хотя бы одного человека, это уже чего-то стоит. Тут ведь вопрос даже не в качестве или в объективном вкладе в искусство. Дезертир это ведь, наверное, единственная его песня, которую он написал о своих реальных проблемах, о том, что наболело и действительно мучило. Ну и возможно, скажу удивительную вещь: мне кажется, что и не очень талантливые люди имеют право на счастливую старость (смеется).
Сегал довольно смело и жестко обращается с культовыми символами шестидесятников. Вы не спорили с ним по поводу той или иной трактовки, как непосредственный участник и очевидец?
Да нет, зачем же. 1960-е годы это часть нашей истории, когда искусство пережило необыкновенный взлет. Но зачем закрывать глаза на темные, неприятные моменты? И печальное, и светлое все остается и продолжает влиять на нашу сегодняшнюю жизнь. Впрочем, уверен, для большинства зрителей никакого диссонанса не возникнет. Какая там темная сторона 1960-х современная молодежь и о светлой не очень осведомлена (смеется).
Как вы не раз говорили, ваша творческая пауза связана с довольно низким уровнем современного российского кино. Скажите, а кто, по вашему мнению, в этом виноват? Плохие режиссеры, ленивые зрители, может быть, Голливуд?
На мой взгляд, здесь есть вполне объективные причины. Наверняка, знаете, что в Италии после войны нежданно-негаданно появился неореализм. Десятки названий Похитители велосипедов, Рим открытый город, Земля дрожит и многие другие фильмы, которые честно рассказывали о жизни простых людей. Потом все это закончилось.
В Голливуде некогда снимали правдивые, прекрасные фильмы, как тот же Пролетая над гнездом кукушки Милоша Формана. В том, что производят там сейчас, за техническими наворотами исчезла жизнь, нет контакта с действительностью. И самое печальное, что мы стараемся им в этом подражать, и зрительского успеха добиваются именно такие, ненастоящие фильмы. То, что должно трогать сердце, препарировать современные проблемы, уходит на второй план кинопроцесса.
А в театре эта связь с реальностью остается?
Театр тоже многолик, здесь есть всё, и адекватные высказывания о современности в том числе. Мы в Ленкоме сейчас играем Бориса Годунова. Прошло почти два века после его написания, а пушкинский текст чрезвычайно современен! Режиссер Константин Богомолов очень талантливый человек, которому удается связывать хрестоматийные тексты с сегодняшним днем и задавать нетривиальные вопросы. Ведь в театре не только аплодисменты важны, но и тишина, когда зритель замирает, вжимается в кресло, начинает думать и анализировать.
В кино вернулись окончательно?
Зависит от конкретных предложений. Если будет что-то близкое мне, понятное и в хорошем смысле актуальное почему нет. С Сегалом с радостью поработал бы еще раз.
Кино про Алексеева кино про среднее арифметическое 60-х годов
Где-то под восьмой десяток скромный пенсионер Алексеев (Александр Збруев) из некой тульской деревни получает таинственную телеграмму из Москвы, которая разом и бесповоротно изменит его судьбу. Точнее, позволит Алексееву узнать, что прожил он длинную, насыщенную и главное, небессмысленную жизнь.
Успешный клипмейкер Михаил Сегал (на его счету Мой рок-н-ролл группы Би-2, Скажи Сплина и Катастрофически Ночных снайперов) пару лет назад покорил образованную публику картиной Рассказы сборником из четырех чрезвычайно смешных и злободневных анекдотов. Теперь Сегал снял Кино про Алексеева своего рода Внутри Льюина Дэвиса братьев Коэнс поправкой на отечественные реалии, но сюжетно более изощренный. Форрест Гамп здесь встречает известный фильм Фрэнка Капры, который мы не будем называть, чтобы раньше времени не раскрыть главную интригу.
Алексеев ходячая энциклопедия эпохи. Сотрудник Тульского оружейного завода, которому доведется посоперничать с Михаилом Калашниковым, поцеловать будущую жену на спектакле Пять вечеров в Современнике, побывать на съемочной площадке Андрея Рублева Андрея Тарковского, попасть в застенок КГБ из-за Гагарина и даже спеть почти диссидентскую песню на одной сцене с Александром Городницким. Алексеев успел едва ли не всё, кроме одного попасть в энциклопедию. И нельзя сказать, что он не старался: и песни пел, и свитер грубой вязки носил. Просто не повезло с талантом.
Вопреки первому впечатлению, в Кино про Алексеева ничего, в сущности, откровенно плохого о шестидесятниках нам не рассказывают. Да, помимо титанов духа, было много восторженной молодежи, которая в угоду моде отращивала бороду под Хэмингуэя, ходила на спектакли Олега Ефремова и фильмы Тарковского, в массовом порядке собиралась в клубы самодеятельной песни, где пела друг другу композиции про сосновые шишки и Колю на картошке собственного сочинения. Мода была всегда, и падкая на моду масса тоже.
Тем более, если с частностями можно и нужно спорить, один тезис Сегала не вызывает сомнения: в 60-е люди были движимы благородными порывами. Алексеев, безуспешно пытавшийся этому благородному времени соответствовать, в итоге воплотил в себе его среднее арифметическое. Все его песни, за одним разве что исключением, состоят из общих мест, банальных истин и трех аккордов. Ходок по женской части, всех своих дам он покорял одной, раз и на всю жизнь изобретенной фишкой: поманить указательным пальцем и поцеловать в щечку. Единственная нетривиальная и глубокая мысль, которой он поражал своих друзей-приятелей на посиделках, а также случайных и немногочисленных слушателей на концертах и та не его, а подслушана у одного, без сомнения, великого современника.
Но надо отдать должное Михаилу Сегалу: в отличие от известных мизантропов братьев Коэн, с чьим Льюином Дэвисом Сегал то ли сознательно, то ли бессознательно полемизирует весь фильм, в его вселенной даже жизнь бесталанного Алексеева имеет смысл. Одна достойная песня может заместить сотни бездарных. Одна влюбленная женщина стоит десятка ни к чему не приводящих интрижек. Одна умная и гуманистическая мысль оттого, что она чужого авторства, менее умной и менее гуманистической быть не перестает.
Кино про Алексеева скромно, на ощупь прокладывает путь к российскому зрительскому кино будущего, способному собрать в одном темном зале кинотеатра публику разных поколений и полярных взглядов. Это история, где честный и ироничный взгляд обращен как в прошлое, так и в настоящее. В кои-то веки уютное ретро не самоцель, а требование реализма. К тому же сложные характеры (прекрасные актерские работы Александра Збруева в роли старого Алексеева и Алексея Капитонова в роли Алексеева молодого) развиваются не в ущерб увлекательному сюжету: готов поспорить, что финальный твист предсказать не удастся никому.
Николай Корнацкий