Анна Табанина

Россия как "Страна Оз"

Режиссер беспросветных трагедий Василий Сигарев снял лучшую национальную комедию со времен Горько!.

Злая, неполиткорректная, гомерически смешная комедия Страна Оз Василия Сигарева - возможно, главная находка нынешнего Кинотавра. Режиссер мрачных, тяжелых драм Волчок и Жить решился не только на комедию, но и на откровенно жизнеутверждающий финал, где летают шальные пули, а Гоша Куценко поет песню собственного сочинения.

Деревенская девушка Лена (сигаревская муза Яна Троянова) в поисках лучшей жизни переезжает в Екатеринбург к своей двоюродной сестре, и, может быть, все бы у нее получилось, кабы не Новый год. Всего за два дня удивительных приключений перед ней пройдет целая галерея фриков и оригиналов в исполнении лучших артистов страны (от Евгения Цыганова до Инны Чуриковой), которые напрочь отобьют у бедной девушки желание оставаться в этом безумном городе. Кроме того, в эпизоде в роли себя здесь появится сам мэр и основатель фонда Город без наркотиков Евгений Ройзман, а из последнего балабановского фильма на минуту заглянет герой Александра Мосина - Бандит в кожаной куртке.

Будет весело и страшно - этот лозунг сибирского панк-рока в пору писать на постерах фильма в качестве слогана. Безумие здесь начинает бить рекорды с первой же сцены, где надоевшую любовницу заезжий грек выкидывает с балкона в сугроб. Как рассказали на пресс-конференции продюсер Софико Кикнавелидзе и сам Сигарев, некоторые известные артисты даже отказывались от ролей - кому-то претила нецензурная лексика (здесь ее правда много, но всегда по делу), кому-то статус не позволил играть эпатажную роль.

Тем не менее, согласились многие. Самая спорная партия, наверное, у вахтанговца Владимира Симонова, великолепно отыгравшего барда-подкаблучника, поклонника фейсбука и походов налево в отсутствие жены. Но прежде всего фильм состоялся благодаря Яне Трояновой, которая в пику своим прошлым ролям взрывных и боевитых женщин, сыграла доверчивую и ранимую провинциалку.

Многие из режиссеров новой русской волны обещали уйти в зрительское кино, и понемногу эти обещания выполняют. Борис Хлебников сделал сериал Озабоченные для ТНТ, Николай Хомерики снимает фильм-катастрофу Ледокол, Алексей Мизгирев - вот-вот приступит к съемкам исторической драмы Дуэлянт, нашей третьей картины в формате IMAX. Сигарев же пришел с радикальной комедией Страна Оз, где плотность удачных гэгов превышает среднестатистический ситком, но проблематика осталась прежней - экзистенциальное измерение провинциальной жизни, социальная разобщенность, помноженная на общую неустроенность. Далее в его планах - снять на наших реалиях настоящий фильм ужасов.

Инсайт Александра Котта - фильм в лучших традициях Кинотавра прошлых лет, когда правила бал уже упомянутая волна новых тихих. Это медленная социальная драма о людях, выброшенных на обочину. В главной роли, как и водится, Александр Яценко, главный актер русского арт-хауса нулевых, получивший всероссийскую популярность после сериала Оттепель.

Однажды по пути с работы домой, простой рабочий Павел Зуев (Яценко) осознает, что больше ничего не видит. В один миг зрение ушло навсегда - и теперь до конца дней Зуев будет сидеть дома и на ощупь скреплять проволокой зубчики бельевых прищепок. На счастье - есть медсестра с обнадеживающим именем Надежда (Агриппина Стеклова), единственный близкий человек.

Любопытная деталь - предыдущий фильм Котта Испытание, в прошлом году взявший главный приз на Кинотавре, был немой и не содержал человеческой речи совсем. В этом году он привез кино про слепого, но на деле между картинами особых сходств нет. Испытание - визуальное упражнение, Инсайт - тонкая и зрелая психологическая драма.

Несмотря на угрожающий синопсис, здесь нет беспросветного мрака, напротив - много иронии и смешных ситуаций. Медсестра Надежда организует Зуеву Шоу Трумана в миниатюре - фиктивную свадьбу в гастрономе вместо ЗАГСа и экскурсию по Москве, не выезжая из области. И герой Яценко верит, обживается в этой новой реальности, полной острых углов и ненужного хлама, который вечно мешается под ногами, и в какой-то момент кажется, что все у них получится, хотя, конечно, счастливый финал в таких историях - чистая утопия.

Негромкий фильм уже успел разделить фестивальную публику - кто-то пеняет на старомодность, кто-то - на пессимизм, хотя, судя по реакции зала, сторонников у фильма тоже немало. Что точно мешает Коту - так это прошлогодний успех, и тогда вызвавший большие споры. Вряд ли жюри во главе с Алексеем Учителем решится отдать главный приз второй год подряд одному и тому же режиссеру - впервые в истории фестиваля.

Николай Корнацкий

x