Май 1942 года. На севере от блокадного Ленинграда в маленькой деревушке базируется тыловая зенитная часть. Размещена она в этих местах на всякий случай, самолеты противника до нее почти не долетают, и потому бойцы шалеют от безделья и быстро спиваются. Когда опытный старшина Васков (Пётр Фёдоров), прошедший Финскую войну и списанный в тыл после ранения, просит прислать солдат, которые бы не пили и по бабам не бегали, начальство заменяет его подчиненных подразделением молодых зенитчиц. Пока старшина и девушки приноравливаются друг к другу, одна из зенитчиц замечает в лесу двух немецких диверсантов с взрывчаткой. Понимая, что враги могут подорвать стратегическую железную дорогу, старшина немедленно собирает маленький отряд и устремляется на поиски лазутчиков. Однако, настигнув их, Васков обнаруживает, что диверсантов не двое, а шестнадцать, и что бой предстоит неравный пятеро едва умеющих воевать зенитчиц и их командир против спецназа СС.
Кадр из фильма "А зори здесь тихие"
Петр Федоров был единственным, кого режиссер видел в главной роли, а вот исполнительниц женских ролей нашли в результате сложного и долгого кастинга
Когда видишь в расписании премьер новую экранизацию повести Бориса Васильева, заранее настраиваешься на разочарование. Что можно добавить к ее великолепной экранизации, снятой в 1972 году Станиславом Ростоцким и немедленно ставшей народным кино? А отнять у старого фильма можно многое, и мы уже не раз видели, как новорусские режиссеры соревнуются с советскими предшественниками и выпускают позорнейшие ленты, которые хочется не просто забыть, а каленым железом выжечь из памяти. Правда, постановщик Стальной бабочки Ренат Давлетьяров, как мы в последние годы обнаружили, заметно лучший режиссер, чем продюсер (если судить по рейтингам его картин, а не по их сборам). Но все же его имя пока не вселяет автоматическую уверенность в будущем фильме. Тем более когда речь идет не об оригинальном проекте, а о состязании с классикой отечественной военной драмы.
Кадр из фильма "А зори здесь тихие"
Упоминаемая в фильме Кировская железная дорога соединяла Петрозаводск и Мурманск с Ленинградом. После войны она была включена в состав Октябрьской железной дороги, обслуживающей весь северо-запад России
И действительно, А зори здесь тихие разочаровывают. Но разочаровывают приятно. Более чем приятно. Фильм заставляет забыть все заранее заготовленные критические штампы и вспомнить штампы хвалебные. А когда после сеанса возвращаешься домой и пересматриваешь картину Ростоцкого, возникает упорное ощущение, что она хуже! Ощутимо хуже. Особенно с точки зрения современной молодежи, выросшей на эпическом голливудском кино, а не на советских фильмах и спектаклях с их техническими ограничениями и художественными условностями.
Кадр из фильма "А зори здесь тихие"
Правда, лента Давлетьярова не безупречна. Она поддалась нашей новой киномании всюду видеть проклятого Сталина, и потому две ее героини превратились в жертв репрессий. Лиза Бричкина теперь дочь сосланного на Енисей кулака, а Галя Четвертак сирота из интеллигентной семьи, расстрелянной в 1930-е. На сюжете, правда, это никак не сказывается. Просто дополнительная красочка к образам девушек, допустимая в случае Лизы (почему бы ей не быть окающей сибирячкой?), но не в случае Гали, поскольку для образа героини в повести важно, что Галя подкидыш и что она не знает своих родителей, а потому фантазирует о них. В фильме при этом сохранена обращенная к Гале реплика: Читала я твои документы. Нет у тебя никаких родителей и никогда не было! которая с новым сюжетным поворотом теряет смысл, поскольку не стирала Советская власть из биографий такое клеймо, как член семьи врага народа.
Читать далее