Запутавшись в жанрах, автор фильма о женщине, заново обретающей свою любовь, жизнь и саму себя, утратил самое главное серьезность отношения к собственной картине. В историю сложно поверить, а временем непросто проникнуться.
Чудом выжившая и официально считающаяся погибшей Нелли должна пройти долгий курс реабилитации и лечения ее лицо изуродовано. В больнице о женщине заботится подруга-еврейка, которая после окончания войны занимается тем, что устраивает жизнь оставшихся в живых узников концлагерей, она готовит для Нелли переезд в Палестину и помогает оформить права на наследство погибших родных. Но Нелли не может думать ни о чем ином, кроме как о своем муже Йоханнесе, в какой-то мере виновном в аресте женщины. Она все еще любит своего Джонни и разыскивает супруга на обломках послевоенного Берлина. Тот не верит в воскрешение жены, но решает использовать некоторое сходство таинственной незнакомки со своей Нелли, чтобы получить причитающиеся той в банке деньги.
Кадр из фильма "Феникс"
Темой своей следующей картины Кристиан Петцольд выбрал последние дни жизни и самоубийство Адольфа Гитлера
Российский зритель не слишком хорошо знаком с современными немецкими режиссерами, обычный круг демонстрируемых в нашем прокате картин замыкается на получившем мировую известность Томе Тыквере и, наоборот, любимом, кажется, только у нас Тиле Швайгере. Тем временем после безвременья конца прошлого века в Германии сформировалось довольно серьезное течение, получившее название Берлинская школа, включающее в себя несколько достаточно интересных имен, сформировавших собственный язык и стили в новом веке и уже пробившихся в верхние строчки интересантов крупных кинофестивалей. Кристиан Петцольд находится на самом гребне этой волны предыдущую его Барбару отметили на Берлинале, а Феникс с распростертыми объятиями встретили на нескольких других киносмотрах.
Кадр из фильма "Феникс"
На фото, которое врач использует для восстановления лица Нелли, изображена знаменитая австрийская, а затем американская актриса и изобретательница Хеди Ламарр
Интересующиеся творчеством Петцольда вспомнят, что раньше режиссер свои работы в большей мере посвящал современникам его фильмы рассказывали о немцах дня сегодняшнего, о проблемах социума, окружающего режиссера и его близких. За резкие творческие высказывания Петцольд неоднократно был предаваем обструкции со стороны самых разных политических и общественных сил. Не станем утверждать, что давление возымело действие, но направление работы режиссер сменил новые его фильмы ориентированы на историю Германии, тяжелую, временами постыдную, но всегда полную ярких характеров и ситуаций. Если предыдущая Барбара рассказывала о временах ГДР, с ее Штази и атмосферой всеобщей угнетенности, то Феникс забрасывает зрителя в разбитый бомбами Берлин 1945 года, куда после войны начинает возвращаться жизнь.
Кадр из фильма "Феникс"
Казалось бы, смесь из послевоенной разрухи, концлагерного ужаса, свежих ран холокоста и простой человеческой любви должна вылиться в эмоциональную бомбу, но Феникс, увы, пробуксовывает.
Читать далее