Анна Табанина

Рецензия на фильм "Секрет счастья"

Сантьяго (Гильермо Франселья) и Эухенио (Фабиан Аренильяс) старые друзья и давние деловые партнеры. Они уже столько лет вместе, что все делают заодно: управляют магазином электроники, играют в теннис, ходят в массажный салон Их дружба не распространяется лишь на личную жизнь. Поэтому Сантьяго никогда не был у друга дома, и он едва знаком с его женой Лаурой (Инес Эстевес). Однажды Эухенио исчезает без следа, не оставив ни записки, ни сообщения на автоответчике. Теряясь в догадках, Сантьяго и Лаура пытаются разыскать пропавшего мужчину. И хотя поначалу они едва терпят друг друга, по мере поисков они все более сближаются.

Кадр из фильма "Секрет счастья"

В 1998 году режиссер Даниэль Бурман был удостоен приза ФИПРЕССИ на сочинском фестивале Кинотавр за фильм Хризантема взорвется в Синкоэскинасе

Очередная картина аргентинца Даниэля Бурмана, заметного артхаусного режиссера и лауреата множества фестивальных призов, ставит вдумчивого критика в неудобное положение. Дело в том, что фильм выстроен как детектив, и его финальный сюжетный поворот определяет не только концовку, но и жанр ленты. Поэтому предметно рассуждать о Секрете счастья без существенных спойлеров невозможно. Простите нас за это, если сможете.

Кадр из фильма "Секрет счастья"

Гильермо Франселья снимался в удостоенной Оскара в категории лучший фильм на иностранном языке аргентинской картине Хуана Хосе Кампанеллы Тайна в его глазах, выпущенной в 2009 году

Простили? Отлично. Тогда продолжим. Итак, жанр Секрет счастья начинается как душевная комедия, затем перерастает в детектив, постепенно трансформируется в мелодраму (очень, очень вялую мелодраму) И наконец открывает свое истинное лицо. Финальные сюжетные ходы определяют постановку как психологическую драму, оправдывающую предательство.

Кадр из фильма "Секрет счастья"

Да, да, именно предательство, подлое и эгоистичное. При этом герой предает не Родину (которая, что греха таить, бывает уродиной) и не любимую женщину (за годы брака жена может достать не хуже диктатуры), а прежде всего своего лучшего друга. Друга, о котором многие мужчины могут только мечтать. Надежный товарищ, достойный коллега, партнер по спорту и развлечениям Буквально рыцарь без страха и упрека. И вот такого человека, которого не в чем укорить, герой бросает и предает не ради спасения своей жизни, не ради полета на Марс, не ради бочек варенья и корзин печенья, а ради исполнения маленькой, пошлой, банальнейшей мечты, годами не дающей персонажу покоя. Как сказал бы по этому поводу Паниковский: Жалкая, ничтожная личность! Которую фильм предлагает зрителям не для осуждения, а для восхищения. Смотрите, мол, как смело герой вырвался из плена рутины и обрел то, о чем всегда мечтал! Смотрите, как он преодолел все общественные условности, чтобы урвать кусочек простого житейского счастья! Ну разве не милашка? Разве не пример для подражания?

Читать далее


x