Несколько лет не работавший лос-анджелесский театр под руководством режиссера-армянина Симона (Симон Абкарян) вновь открывается и готовит премьеру пьесы об армянском геноциде 1915 года. Поскольку в кульминации пьесы беременная армянская героиня для спасения своего нерожденного ребенка бросает семью и убегает с турецким офицером, театр пикетируют американские армяне, возмущенные таким сюжетом. Когда страсти накаляются, директор театра задумывается об отмене спектакля, но Симон настаивает на своем. Для него жизненно важно, чтобы его жена Анджела (Анджела Сарафян) сыграла роль именно так, как она написана на бумаге.
Кадр из фильма "1915"
Режиссер картины Карин Ованнисян сын Раффи Ованнисяна, первого министра иностранных дел независимой Армении и все еще ведущего армянского политика. Ованнисян-старший был вторым на президентских выборах 2013 года после действующего президента Сержа Саргсяна
Приуроченная к столетию армянского геноцида дебютная малобюджетная художественная картина американо-армянских журналистов Карина Ованнисяна и Алека Мухибяна начинается довольно невнятно, в худших традициях претенциозного артхауса, путающего непонятность с глубиной. К счастью, фильм быстро исправляется и проясняет сюжет, который, как оказывается, затрагивает интереснейшую тему причем куда более интересную в России, чем в Америке или Армении.
Кадр из фильма "1915"
Тем эта внутренние, духовные причины, которые заставляют творца обращаться к скользкой теме и попирать национальные мифы. В последние годы мы в России много раз обсуждали отечественные фильмы и сериалы, откровенно переиначивающие прошлое и оскорбляющие память предков (типичнейшие примеры Сволочи и Утомленные солнцем 2), и 1915 изображает подноготную именно такого проекта правда, не эпического, а разыгранного маленькой труппой в небольшом театре.
Кадр из фильма "1915"
Что движет Симоном? Что заставляет человека, скрупулезно изучающего историю и беззаветно преданного теме спектакля, создавать зрелище, посвященное не душевной силе армянского народа, а его готовности выжить, пусть даже поступившись любовью и всеми принципами? Не деньги и не желание шокировать, а глубоко личные, трагические семейные причины. Подобно героине его пьесы, режиссер идет наперекор народу, чтобы спасти хотя бы часть своей семьи. И это, бесспорно, занимательнейшая психологическая, моральная и художественная коллизия, идеально подходящая для выбранного постановщиками камерного формата.
Кадр из фильма "1915"
Играющий актера по имени Тони Николай Кински сын знаменитого немецкого актера Клауса Кински, звезды фильмов Вернера Херцога
Читать далее