После просмотра фильма Цзя Чжанкэ Прикосновение греха, который в оригинале на китайском языке называется Предопределённость, я поняла, почему картине дали такое фатальное название.
В фильме изображены четыре инцидента, которые произошли в Китае. Каждый из них отображает появление серьёзных проблем в стране. Следует отметить, что эти случаи имели место в период с 2001 по 2010 год - десятилетие, которое было наиболее важным в определении социально-политического направления в развитии Китая. За это время социальное распределение угасло, а отношения между народом и правительством изменились от взаимного доверия к взаимному недоверию.
Трагедия Ху Дахай
Я предполагаю, что большинство людей, которые смотрели фильм, знают, что для создания образа Ху Дахая прототипом стал убийца Ху Вэньхай. События происходили в провинции Шаньси в 2001 году. Однако, в отличие от сообщений китайских СМИ, в фильме убийца показан с другой стороны.
26 октября 2001 года Ху Вэньхай застрелил 14 человек в деревне Даюйкоу провинции Шаньси. В то время правительство Китая называло верховенство закона главным принципом управления и власти, который должен был превратить Китай в страну, где царит закон. Поэтому официальные сообщения про Ху Вэньхая подчёркивали его пренебрежение к закону, говорили о нелегальном владении оружием и хладнокровном убийстве. Однако эти статьи оставили в стороне события, которые привели к трагедии, а именно коррупцию и уклонение от уплаты налогов на местной шахте. Ху Вэньхай мобилизовал жителей Даюйкоу совместно подать в суд на угольную шахту, и сам направил несколько жалоб в надзорный орган, но безрезультатно.
Действия Ху Вэньхая на самом деле были связаны с тем, что чиновники покрывали друг за друга. В фильме Ху Дахай, честный человек, считал, что далёкий Чжуннаньхай (китайский Кремль) наведёт порядок в деревне, где члены сельского комитета ущемляли интересы людей. Это произошло и в реальной жизни: Ху Вэньхай и 121 житель совместно подали в суд на угольную шахту. В официальных СМИ об этой части истории Ху Вэньхая не упоминалось.
Когда вымышленный персонаж Ху Дахай потребовал прозрачности в финансовых делах села, он был избит. Другие жители не проявили сочувствия к нему. Наоборот, они издевались и прозвали его мяч для гольфа. Чувствуя унижение, отчаяние и гнев, Ху взял ружьё и пошёл на охоту.
Однако в тот раз журналисты отметили две вещи. Во-первых, они описали Ху Вэньхая как человека, который взял на себя ответственность за то, что сделал. Отвечая на вопросы в суде, или перед журналистами, Ху неоднократно заявлял: Я не чувствую никаких угрызений совести, а только сожалею, что мне не удалось убить всех, кого я должен был убить!
Во-вторых, Ху перед казнью попрощался и обменялся рукопожатием с каждым полицейским, кому было поручено привести приговор в исполнение. Спокойствие Ху перед смертью глубоко тронуло меня. Я до сих пор помню, что чувствовала, когда представила это.
После 2001 года в китайском обществе произошли радикальные изменения. Всё больше и больше людей страдали от конфискации земли, принудительного выселения, потери своих домов и произвола властей.
Эти изменения лучше всего отражаются в том, как общественность отнеслась к нападению Ян Цзя на полицейских 1 июля 2008 года. Его посчитали героем, а не убийцей.
На мой взгляд, актёр Цзян У, игравший в фильме Ху Дахая, проделал большую работу, изображая характер героя. Режиссер включил в фильм вымышленную сцену, в которой Ху Дахай ударил фермера, который неоднократно избивал свою старую корову. Этот поступок ещё больше подчеркнул его чувство справедливости.
После просмотра фильма я стала гадать, почему автор дал герою имя генерала (Ху Дахай), служившего императору Чжу Юаньчжану. Возможно, он считает, что, если бы Ху Вэньхай жил во время крестьянского восстания, он мог бы стать храбрым воином, а не убийцей.
Судьба людей со дна китайского общества
В фильме изображены ещё три человека с самого дна общества. Один из них - Чжоу Сань, убивавший и грабивший ради собственного выживания. Некоторые догадались, что прототипом персонажа является Чжоу Кэхуа, серийный убийца, который разбойничал в Сучжоу, Хунане и Чунцине. Но, на мой взгляд, это вымышленный боевик отобразил участь многих людей в Китае.
Чжоу Сань
В фильме рассказывается, что Чжоу Сань вырос в месте, где у жителей не было будущего. Большинство молодых людей вели праздную жизнь, ничего не делая. Они убивали время, играя в азартные игры и маджонг. Некоторые жили за счёт своих жён. Чжоу Сань презирал этих людей и решил стать одиноким разбойником.
Став жёстким и беспощадным человеком, Чжоу грабил без колебаний, ни о чём не жалея. В фильме не объясняется, как Чжоу дошёл до такой жизни. Но, судя по тому, как он готовился и скрывал от жены свои дела, видно, что такие, как Чжоу, представляют серьёзную угрозу общественной безопасности в Китае.
Сяоюй
То, что случилось с Сяоюй в фильме, как мне кажется, отражает жизнь бедных женщин в Китае. Как и большинство таких женщин, которые зарабатывают на жизнь в саунах и других подобных местах, Сяоюй мечтает удачно выйти замуж и жить счастливой жизнью. Её желание не осуществилось, и она может только работать секретарём. Тем не менее, она отказалась быть проституткой.
Однако она понравилась отвратительному мужчине. Как-то он стал домогаться её, выказывал к ней полное неуважение, считая её ниже себя по статусу. Он махал пачкой банкнот, повторяя снова и снова: У меня есть деньги! У меня есть деньги! Сяоюй, наконец, сорвалась и ножом заколола его до смерти.
Сяохуэй
Не видя просвета в жизни, работая на конвейере, Саохуэй нарушил правила компании, болтая с коллегой во время работы. Из-за этого коллега повредил руку. Начальство решило отдавать его заработок раненому. Молодой рабочий бежал в Дунгуань, надеясь заработать больше денег. Он устроился на работу в ночном клубе и влюбился в проститутку.
Сердце Саохуэя было разбито, когда он узнал, что его возлюбленная не может бросить проституцию, потому что ей нужно кормить семью. Он пошёл работать на другой завод. Когда бывший коллега нашёл Сяохуэя, то стал требовать компенсации. Тут ещё мать попросила прислать больше денег. Он, не выдержав испытаний, спрыгнул с крыши.
Его самоубийство напомнило об инцидентах на заводе Foxconn, о разрыве в уровне благосостояния между населением развитых частей страны и сельских районов. Многие сельчане думают, что можно хорошо заработать в городах. Они рассчитывают на тех, кто уехал на заработки, считая, что те могут оплатить буквально всё: строительство дома, брак, медицинские расходы родителей, обучение младших братьев и так далее.
Сцены, в которых Сяохуэй снова и снова повторяет по телефону, что у него нет лишних денег, говорят, что мать укоряет его за небольшие переводы.
Такие истории случались со многими рабочими заводов и белыми воротничками в Шэньчжэне.
Китай - страна, где многое в жизни предопределено
На мой взгляд, фильм Цзя Чжанкэ является, по существу, представлением современного Китая - Китая XXI века. Он показал отвратительную сторону китайского общества, безнадёжную жизнь людей и попытки некоторых из них противостоять обстоятельствам.
Как я уже отметила ранее, Китай имеет характеристики почти современного общества. Однако успехи там зависят не от собственных усилий, а от сословия. Иными словами, молодые люди из низших слоёв лишены шансов пробиться вверх. Даже имея высшее образование, они могут получать только скромную зарплату из-за избытка рабочей силы. Сыновья и дочери высокопоставленных чиновников и богатых людей имеют монополию почти на все хорошие, высокооплачиваемые рабочие места.
С начала этого века Китай стал социально неподвижным. Многое в жизни китайского народа предопределено, и нет надежды на изменения. По моему мнению, именно поэтому Цзя Чжанкэ дал фильму такое фатальное название.
Хэ Цинлянь является видной китайской писательницей и экономистом. В настоящее время проживает в США. Она автор книги China"s Pitfalls (Ловушки Китая), которая рассказывает о коррупции во время китайских экономических реформ 1990-х годов, и The Fog of Censorship: Media Control in China (Туман цензуры: контроль СМИ в Китае), где автор обращает внимание на манипуляции и ограничение свободы прессы.
Мнение, выраженное в этой статье, является видением автора и необязательно отражает взгляды Великой Эпохи.
Хэ Цинлянь