Анна Табанина

Пресса Британии о "Левиафане": библия, коррупция и водка

После громкого фестивального успеха (приз за лучший сценарий в Канне, приз за лучший фильм здесь в Лондоне) и выдвижения на Оскар в категории "лучший фильм на иностранном языке" фильм российского режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" вышел в британский прокат.

Прокат на самом деле самая жесткая, самая объективная, пусть и не всегда самая справедливая проверка, которую проходит тот или иной фильм. И в этом смысле появление более чем двухчасовой артхаусной картины на иностранном языке в "кинотеатре рядом с вами" (именно так звучит традиционно зазывная реклама) уже достижение для российского фильма.

Цифр пока нет, но они в данном случае, наверное, и не важны. На широкий коммерческий успех, разумеется, никто (в том числе и специализирующаяся на серьезном зарубежном кино компания-прокатчик Artificial Eye) не рассчитывал. Интересно поэтому, как реагирует на фильм британская пресса.

Мы подготовили несколько наиболее интересных и наиболее характерных рецензий появившихся в самых различных печатных медиа начиная от таблоидов и заканчивая профессиональными киножурналами.

Библейские аллюзии

Британский киноинститут объявил "Левиафан" фильмом недели (и это в неделю, когда вместе с российским фильмом в прокат вышел грандиозный "Интерстеллар" Кристофера Нолана) и уже опубликовал на своем сайте рецензию на фильм, которая выйдет в декабрьском номере профессионального журнала Sight and Sound.

Этот величественный фильм переносит в современную российскую действительность ниспосланное на библейского Иова страшное испытание. Левиафан - трагическая драма, захватывающая своей моральной серьезностью
Guardian

Как и подобает серьезному киноведческому изданию, Sight and Sound уловил в названии и в сюжете фильма ускользнувшие от многих зрителей библейские аллюзии:

"Название фильма относит нас не столько к выныривающим время от времени из Баренцева моря китам или к выброшенным на берег их огромным скелетам, среди которых бродят герои фильма. Точно так же, как и одноименная книга (английского политического философа XVII века - АК) Томаса Хоббса, оно отсылает нас к чудовищным силам государства, противостоящего таким людям, как главный герой фильма Коля. Городской священник сравнивает его с библейским персонажем Иовом, который во имя веры стоически переносил все сваливавшиеся на него несчастья".

О библейской истории вспомнил и кинокритик газеты Guardian Питер Брэдшоу:

"Этот величественный российский фильм переносит в современную российскую действительность ниспосланное на библейского Иова страшное испытание. "Левиафан" - трагическая драма, захватывающая своей моральной серьезностью. Суровость и сила этой ленты возвышают ее на уровень ужасающего, беспощадного величия. В библейскую историю Звягинцев привносит дух "Жертвоприношения" Тарковского. Есть здесь что-то и от В порту Элиа Казана, и от классической истории о взятках на городском уровне в фильме Роберта Россена "Вся королевская рать". Священник с обликом Достоевского спрашивает Колю: "Можешь ли вытащить Левиафана на рыбный крючок?" Но Коля в фильме не Иов. Он выброшенный на берег кит".

Марксистский взгляд

В прошлом коммунистическая, а ныне просто ультралевая газета Morning Star (оказывается, жив курилка!) в первую очередь, разумеется, обращается к марксистскому анализу происходящего в фильме:

"На фоне общей скудости российских фильмов, занимающихся последствиями случившейся в СССР контрреволюции, картина Звягинцева становится беспощадным обличением коалиции капиталистических гангстеров и святош, уничтожающих последние крупицы социализма. ... Как и одноименная книга Томаса Хоббса, "Левиафан" убеждает нас в том, что без контролирующей массы сильной центральной власти силы тьмы вскоре погасят последний свет, жалким воплощением которого в фильме становятся Pussy Riots. ... Это, безусловно, политическая притча о классовой системе, но ничто в ней не позволяет предположить, что в массе россиян есть хоть какие бы то ни было признаки недовольства. И хотя люди в целом подвержены слепому обезьянему подражанию США, фильм, при всем своем цинизме, - свидетельство того, что в русском медведе по-прежнему есть сила. Он пробуждается к жизни, пока американский империализм, как Левиафан, гибнет от нанесенных самому себе ран. Иллюстрацией этой политической метафоры становится выброшенный на берег скелет кита в то время как где-то в море из волн поднимается напоминающий нам о своем существовании новый кит".

Водка рекой

"Растянутый на 141 минуту фильм мог точно бы быть покороче. Но вряд ли он мог бы быть лучше или сильнее. Это мрачная история о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковью и водкой. Особенно водкой. Герои хлещут водку даже не стаканами. Они пьют ее прямо из бутылок. Пьют беспрерывно на деловых встречах, дружеских застольях, даже во время стрельбы по мишеням. "Ты уверен, что сможешь ехать?", - спрашивает женщина шатающейся походкой направившегося к машине мужа. "Конечно, - заплетающимся языком отвечает тот. Мы ж ГИБДД!". Махинации местной власти суда, полиции, церкви постепенно сводятся к истории, которую мы видим все больше и больше сквозь донышко водочной бутылки".

Критика - с зубами и без

А международный онлайн-агрегатор International Business Times усматривает в фильме в первую очередь жесткую критику современного состояния России:

"В "Левиафане" есть сцена загородного пикника, где, напившись водки, герои стреляют по мишеням портретам бывших советских лидеров: от Ленина до Горбачева. А на вопрос, где же вожди посовременней, звучит циничный ответ: "Еще не дозрели". Совершенно очевидно, что стоит за замыслом авторов. Поразительно, насколько (при том, что 25% бюджета фильма поступило от министерства культуры России) он стал беспощадной критикой коррупции в путинской России. Куда более тонкой и ничуть не менее жесткой, чем панковские эскапады Pussy Riot".

А газете Evening Standard, наоборот, в явно присутствующей в фильме критике путинского режима не достает как раз жесткости и зубастости:

"Нам вбивают в голову мысль о неизбывности коррупции и религиозного лицемерия в России. Мелькнувшие на заднем плане кадры Pussy Riot должны, казалось бы, придать фильму злободневности, но все равно главная мысль состоит в том, что в России так было всегда. И если путинская Россия не хуже всего того, что ей предшествовало, если страдания - всего лишь неотъемлемая часть панорамы российской жизни, то почему нас должна так волновать судьба Коли и его семьи? Предполагается, что мы должны выйти из зала, озадаченные Большими Вопросами. Вместо этого мы восторгаемся великолепно снятыми северными пейзажами (одна из прибрежных пещер светится в темноте, как Сикстинская капелла). Путин может спать спокойно: у этого зверя зубов нет".

Крупнейший мастер

Ну а сайт синефилов Cine Vue, не отрешаясь от политического содержания картины, выносит Андрею Звягинцеву и его фильму чисто кинематографическую, самую высокую оценку:

"Лирическим языком кино "Левиафан" выносит абстрактный, но очень символический приговор обществу. Вместе с количеством выпитой водки растет и непримиримая вражда между государством и людьми, достигая, в конце концов, трагического финала. Завершающие сцены фильма по своей мощи и пронзительности напоминают финал "Жертвоприношения" Тарковского. Тонкие детали частной жизни Звягинцев с грустным отчаянием противопоставляет неумолимому катку бюрократии. Глубоко захватывающий шедевр, который прочно укрепляет позиции Звягинцева как одного из крупнейших мастеров кино современности".

Александр Кан

x