Премьера фильма Шагал Малевич российского режиссера Александра Митты, как и было обещано, пройдет в Витебске 3 апреля. В Минске премьерный показ состоится 7 апреля.
Мифологизированная история взаимоотношений двух великих мастеров живописи, оказавших гигантское влияние на весь русский авангард, не претендует на хроникальность и фактологическую дотошность. Митта, судя по некоторым его высказываниям в российском журнале Интервью, пошел по пути беллетризации действительности, которая, пусть и возмущает сторонников буквоедского подхода, в реальности помогает раскрыть суть и дух занимающих режиссера/писателя личностей и событий.
На самом деле, в таком подходе как раз больше от живописи, чем от чего-либо еще (вспомним, как преображал реальность тот же Шагал), и это кажется справедливым, ведь речь идет о художниках. С другой стороны, влияние личности на социум усиливается по мере ее мифологизации. Не зря рабочее название картины было Миракль о Шагале. Миракль средневековая мистерия, представление, сюжетом которого является какое-либо чудо или житие святого.
Кино этим и занимается, оно превращает все в эмоциональные истории и столкновения, конфликты характеров, рассказал Александр Митта в Интервью. Мы делаем не искусствоведческое исследование, мы делаем мифы. Сочиняем истории. Это миф о двух очень разных художниках, которые делают одно дело украшают мир своими идеями. В конце картины они идут в будущее рука об руку.
На роль Марка Шагала в фильме пробовалось 10 актеров, но режиссер остановил свой выбор на молодом Леониде Бичевине: Леня Бичевин эмоциональный, красивый, его любят девушки. И мне хотелось, чтобы Шагал был эмоциональный, красивый, каким он и был на самом деле.
Дебютантку Кристина Шнайдерман, сыгравшую жену Шагала Беллу Розенфельд, Митта, наоборот, изначально видел в этой роли.
Что касается Анатолия Белого (бывшего мужа погибшей актрисы Марины Голуб), то он, безусловно, примелькался на телеэкране, снимаясь в многочисленных сериалах. Однако, говорит режиссер, претензий к нему при этом ни в одной роли нет. Конечно, сериалы это коммерция, но, несмотря на это, востребованность и профессионализм актера трудно счесть чем-то негативным.
Съемки картины проходили в Витебске в 2012 году, для них специально состарили две улицы Крылова и Суворова, и даже построили деревянный еврейский квартал в районе ТЦ Беларусь. Квартал этот не пришлось демонтировать в сюжете фигурировал пожар, и бутафорские здания сгорели. Жгли их во время съемок самым натуральным образом. Разумеется, в присутствии МЧС, милиции и бригад скорой помощи.
Копии картин Малевича и Шагала, появляющиеся в фильме, были сделаны главным художником картины Эдуардом Галкиным и витебскими художниками Виктором Шилко, Александром Вышкой, Александром Малеем и Алексеем Кравченко. А вот предметы быта 20-х годов прошлого века воссоздавались на киностудии Ленфильм.
Черновой вариант монтажа Александр Митта согласовывал с внучкой Марка Шагала Мерет Мейер-Грабер. В целом режиссер не ждет гигантского успеха своей картины просто в силу ее специфики. Единственным успешным байопиком, где в центре внимания оказывается художник, он называет Фриду с Сальмой Хайек в главной роли. В остальном, по мнению Митты, подобные ленты обречены на фестивальное гетто. Но, как нам кажется, если фильм и ждет судьба узкоспециальной картины для специфической аудитории, то не в Беларуси.