Наша редакция размещает хорошее интервью с создателем фильма 28 панфиловцев Андреем Шальопой. В целом мы согласны с позицией Андрея по большинству вопросов, в особенности по вопросу о том, что на советских брендах Гагарин, Высоцкий, Харламов, Сталинград современные капиталисты в области кинематографа просто делают прибыль, капиталисту ведь глубоко безразлично, что именно ему приносит прибыль, пусть и истории о выдающихся советских деятелях.
Начну с того, что ни одного фильма про подвиг 28 панфиловцев нет его никто не снял, открыл встречу Шальопа, когда искал информацию про подвиг, сразу наткнулся на то, что его просто не было. Это первое, что можно найти в Интернете, если написать запрос в поисковике. После этого Андрей, сценарист по образованию, взялся написать сценарий, который, по его словам, в перспективе должен был стать хорошей патриотической историей. Когда сценарий был готов, оказалось, что ни государственным киностудиям, ни бизнесу такой проект не нужен: будет дорого стоить, а кто там вспомнит этих панфиловцев?
Тогда друг предложил собрать деньги краундфайндингом, и хоть предложение показалось, мягко говоря, сомнительным было решено попробовать. Миллион мы собрали за один день. Это было нереально круто. С одной стороны я испытал радость, но с другой огромную ответственность, вспомнил свои первые впечатления Шальопа, успешный в коммерческом плане проект сразу привлёк внимание СМИ, но всех по большей части интересовало, как нам удалось привлечь столько спонсоров, и идея фильма как-то стала отходить на второй план. Между тем, по словам режиссёра, сам факт народного сбора средств на фильм это событие культурное, событие масштаба страны, вклад народа в культуру. Сам по себе народный сбор это событие отдельное от фильма. Эта такая вера, манифест людей давайте что-то сделаем сами в обход некой порочной системы, которая приводит к тому, что появляется плохое кино. Я для себя решил: главное себе не изменять. Потому что как бы мы не старались, мы не угодим всем у нас своя точка зрения, и, конечно, мы ошибёмся, но мы будем стараться, чтобы этого не было, но как говориться делай хорошо, а плохо само получится.
Тогда было решено не продлевать бесконечный сбор, а вне зависимости от собранной суммы, снять на него часть фильма.Так и поступили. Эпизод в подбрустверной нише, не смотря на все опасения, был воспринят положительно и хорошо разошёлся по сети. Кроме того, в значительной степени поддержал интерес к проекту и привлёк новых зрителей, что позволило панфиловцам открыть новый сбор средств.
На вопрос из зала о доступности народного кино, Андрей заверил, что фильм обязательно будет размещён в сети в свободном доступе, хотя и не исключено, что в первые несколько недель проката, фильм можно будет увидеть только в кинотеатре. Но об этом пока говорить рано, так как с прокатчиками разговора ещё не было. Самое поразительное, что государство может даже полностью финансировать какой-либо кинопроект, но прокатать оно его не сможет, и никакого давления на прокатчика нет, затронул больную тему российской киноиндустрии режиссер, зачастую государство вкладывает деньги в кино, которое потом никто не увидит. Другое дело с панфиловцами. Кино, на которое скидывается 100 тыс. человек говорит о востребованности проекта. Следовательно, прокатчик сможет на нём заработать.
В качестве примера Андрей привёл бренды, которые сегодня успешно продаются в кино. Например, бренд Сталинград это слово вызывает резонанс в огромном количестве советских сердец, не только в России, но и на территории бывшего СССР. Гагарин, вызывается такой же резонанс, хотя о чём это кино, и как оно снято, Высоцкий это продюсеры просекли. Но содержание их по-прежнему не волнует главное заявить бренд и билет будет куплен.
Кроме содержательного аспекта, Шальопа затронул этическую сторону вопроса. Я хотел бы, чтобы это кино посмотрели дети. Хотя из 28 панфиловцев 22 погибает кишек, оторванных голов у нас не будет. Гибель человека это само по себе избыточно драматично. Вообще мне кажется, что моду на эффекты, где человека расчленяют на экране мы уже пережили. Чем современное кино существенно проигрывает фильмам прошлого? В фильмах прошлого режиссёр был скован техническими возможностями, и ему приходилось придумать какие-то решения, а они заставляли работать воображение. Картина, которая создаёт воображение намного ярче и намного интересней, чем та, которую ты видишь на экране. Всегда. Современная режиссура, особенно мэйнстрим, напротив, говорит о том, что всё должно быть на экране, но тогда не работает воображение. Понятно, что пуля, которая летит на экране и в воображении в воображении разит точнее. По словам режиссёра, ему бы хотелось, чтобы таких сцен, где бы работало воображение, было больше.
Главный герой закрывает ствол рукой это тонкий момент, подметили зрители, после просмотра эпизода фильма. Наш консультант порекомендовал такой жест сделать, так ППД (пистолет-пулемёт Дегтярёва прим. ред.) капризная техника, и он делает этот жест как бы автоматически. Многие обратили внимание. Я люблю, когда в кино детали не выставляются на передний план, на втором они работают гораздо лучше, прокомментировал режиссёр.
По словам Андрея Шальопы, фильм взывает к патриотизму, правде, уважению истории и нравственным ценностям. Когда я писал сценарий, мне хотелось, чтобы зритель захотел оказаться рядом с этими людьми в одном окопе. Никакой сложной интриги. Тут не надо понимать за кого тебе быть, и единственная необходимость сражаться. В этом есть привлекательная сторона, в этот момент обостряются истинные ценности и всё становится просто: здесь твои друзья, которые с тобой готовы погибнуть и ты один среди них, там враги, там твоя Родина с детьми и жёнами. Я отчасти завидую этим людям. Здесь очевидна простота миссии единственное, что от тебя требуется, как говорит один из героев фильма: Спокойно жгём танки.
Но это, по мнению режиссёра, и самое трудное в этом заключается подвиг. Подвиг панфиловцев, или таких как они, заключается в том, что они не просто погибали, а они сражались. Они сопротивлялись, они действовали вот это привело к Победе. Вот это самое сложно и самое тяжёлое. Страх сковывает, а эти люди его преодолели. На самом деле кино об этом.
На последний вопрос из зала, почему всё-таки кино называется именно 28 панфиловцев, а не рота или просто панфиловцы, Шальопа напомнил о необходимости нравственного примера. В миф превратится любой подвиг. Это естественный процесс, а вот развенчивание подвигов это процесс мало того, что бессмысленный, но ещё и безнравственный. Подвиг это нравственный выбор, нравственная опора образец поведения как нужно себя вести в сложной ситуации нравственного выбора. А когда подвиг развенчивается, что происходит? Едет танк: ты сидишь в окопе, у тебя в голове некий багаж, который ты накопил за жизнь. Часть его тебе говорит: танк тебя раздавит, бери барахло и тикай подвигов не бывает. А другая часть сознания говорит, что можно этот танк подбить, есть примеры. И какая из частей сильнее, так ты и поступишь. Подвиги работают и в мирное время, не обязательно чтобы танк на тебя ехал это примеры нравственного выбора. Развенчивание подвигов ослабляет общество.