Анна Табанина

Пиарщики есть такая профессия

О новом сериале телеканала Звезда и военной пропаганде вообще.

Наверное, впервые стать исполнителями главных ролей предлагают всем желающим тем, кто смотрит военно-патриотический телеканал Звезда и, так сказать, в курсе событий. Можно было бы порадоваться такой креативной смелости создателей комедийного, как его преподносят, сериала. Если бы не то, как заранее позиционируются герои-призывники.

Молодым людям, независимо от того, служили они в армии или нет предлагается снять десятисекундный видеоролик о самих себе, показать себя во всей красе и прислать видео на кастинг.

Вот что написано на сайте телеканала: Звезда проводит on-line кастинг к новому комедийному сериалу Ботаны. По сюжету ситкома молодые хакеры попадают в необычную для себя армейскую среду в качестве новобранцев инновационного подразделения Вооруженных сил РФ.

Суть будущей комедии определена. Сценарий пока, скорее всего, относится к творческой тайне производители очередного телемыла над ним работают.

Как говорил капитан Врунгель, как яхту назовут, так она и поплывет. Военно-комедийный сериал назвали Ботаны. А почему сразу не Ватаны? Ах да, фильм будет не про ополченцев-ватников, которые в хвост и гриву разбили и регулярную армию Киева, и карателей-бандеровцев. Он будет про высоколобых солдат-интеллектуалов, призванных в научные роты современной Российской армии. И тут возникают вопросы.

Первый: а знают ли на военном телеканале, как формируются научные подразделения министерства обороны, названные инновационными? Да, в них молодых людей призывают. Но лишь студентов специально отобранных вузов, причем тех, кто имеет склонность к научной работе. И только на конкурсной основе! Служить в научных ротах желающих больше, чем они могут принять.

Допустим, что среди одаренных и склонных к научной работе студентов призывного возраста есть те, кто промышляет хакерством. Но кто такой хакер? Это, в первую очередь, халявщик, хотя нередко очень талантливый человек. Один из самых выдающихся российских хакеров, написавший целую серию книг Халява в Интернете, взял литературный псевдоним Василий Халявин. Скажите, захочет ли молодой ботан, привыкший все брать без особого труда, на халяву, идти служить целый год? Служба в научной роте, конечно, отличается от мотострелковой, но от определенных тягот и лишений солдата не освобождает.

Так что хакеры, оказавшиеся новобранцами и попадающие своей комедийной группой в инновационное подразделение это уже смешно, хотя и грустно.

Второй вопрос: знают ли продюсеры, сценаристы и режиссеры военно-инновационного сериала, как внешне выглядят умные люди? Видели они когда-нибудь умных людей, или привыкли судить об уровне интеллекта по себе и собственному окружению? Хакеры, конечно, халявщики, но при этом они действительно очень даже не глупы. Попробуйте взломать закодированную сеть! Это, с интеллектуальной точки зрения, гораздо сложнее, чем вскрыть сейф. И на лицах людей, свободно плавающих в океанах сетевой киберинформации, как правило, хотя бы следы интеллекта присутствуют. А вообще, это чаще всего симпатичные и даже внешне интеллектуально-интеллигентные люди.

А по мнению творцов будущей комедии, ботаны-хакеры исключительно дебилы или олигофрены с соответствующим выражением морды лица. Это хорошо видно по роликам претендентов на роли солдат-инноваторов. Чем глупее и тупее тем шансов попасть в сериал больше.

В Интернете есть шутливое определение: Ботаны (Botanicus Ochkarikus, ботаники) это многоклеточные человекообразные существа, являющиеся побочным продуктом первого в мире клонирования произведенного Ч. Дарт Вином в годы его юношества. Скоро в Сети в это определение можно будет добавить: а еще эти человекообразные продвигают инновации в Российскую армию.

Ни большое кино, ни телевидение давным-давно не радуют показом на экране или в телевизоре настоящих воинов-героев, которым хочется подражать и которыми можно гордиться. По российскому телевидению целых шесть лет подряд, а потом с перерывом еще год показывали сериал, тоже вроде комедийный, под названием Солдаты. Из той непомерно длинной саги, смеяться над героями которой можно было через силу и то лишь в состоянии опьянения, запомнился один персонаж совершенно дебильный и внешне, и по поведению прапорщик Шматко.

Интересно, что комедийные кино-солдаты Иван Бровкин и Максим Перепелица оставляли в своё время у зрителей и оставляют по сей день улыбку в душе и самые добрые воспоминания. А прапорщик Шматко лишь брезгливое омерзение. В новом фильме, похоже, появится целый инновационный взвод одних Шматко. И что останется в памяти?

На наших глазах разворачивается военная трагедия Юго-Востока Украины. Там есть все: и высокий героизм, и низкое предательство, и отвага, и трусость, и множество по-настоящему трагикомичных ситуаций. Кого в отечественной киноиндустрии это взволновало?

Прошел слух, что сам Федор Бондарчук решительно собрался снять блокбастер про войну в Новороссии. Если так, то остается только печально вздохнуть.

Конечно, проблем с деньгами на ленту не будет. Но почему-то все его фильмы это сплошной кич, причем вторичный, копирующий американские оригиналы. Кому-то нравится. Но что в остатке? Смутные воспоминания о чем-то очень эклектичном, да о ярких киноляпах

Военные фильмы его покойного отца пробуждали в людях добро, а не оставляли пустоту. Иные времена? А в наши времена Бондарчук-младший считается звездой первой величины. Впрочем, именно они мастера рекламно-клиповых роликов периода проклятых девяностых во многом сформировали творческую атмосферу нынешних времен и стали мэтрами.

Вот в Киеве, в отличие от Москвы, сразу осознали важность визуальной пропаганды. Проиграв на поле боя, решили взять реванш на идеологическом поле чудес. И пригласили к себе людей из Голливуда. Не первой величины, но влиятельных и со связями. Слезно попросили их помочь создать на экране образы героических воинов свободной Украины, тех, которым славу орут на всех перекрестках. Ну и, конечно, показать ополченцев как полных отморозков-головорезов, стремящихся оторвать от их державы лакомый кусок юго-восточных территорий. Возможно, Игорь Коломойский даже отстегнет несколько десятков миллионов долларов, чтобы Голливуд снял нечто вроде Спасти рядового Айдара Сало.

Побочным продуктом станет то, что если раньше в американских фильмах украинцев выставляли, как правило, в виде негативных персонажей, а саму Украину страной сплошного криминала, то скоро их заменят добрые хлопцы и дивчины в вышиванках. А Украина превратится в райский уголок, где пляшут и поют, торжествует истинная демократия, утвердились западные ценности однополой любви. Лишь по окраинам бродят грязные небритые мужики в драных ватниках с калашами в руках, которые портят всю идиллию. А поэтому мировому сообществу надо дружно навалиться. На кого? На Россию, конечно.

Впрочем, все может получиться с точностью до наоборот. Вот какая байка ходит по Интернету.

В начале военной кампании против Новороссии трупы американских наемников попадались под ноги ополченцам довольно часто, но со временем число их стало сокращаться, а лающая англоязычная речь, стала все реже звучать в радиоэфире. Оказалось, что американские наемники стали в массовом порядке покидать Украину, наплевав на условия контрактов. Дело в том, что легкая фобия в отношении русских, сформированная голливудскими фильмами, после последних событий плавно переросла в парализующий ужас. Когда они ехали воевать, то полагали, что будут иметь дело с вежливыми зелеными человечками, но по прибытию к месту боевых действий оказалось, что им противостоят давно немытые и небритые, плохо экипированные ополченцы в полосатых тельняшках-синглетах, вид которых неожиданно совпал с киношными образами из детских американских страшилок. Хорошо еще, что это произошло летом, зимой бы они вместо тельняшек увидели настоящих головорезов в ватниках и ушанках, и тогда узревшие столь страшное зрелище провели бы остаток дней в биотуалете.

Скорее всего, это стеб, но очень точный. Вспомним хотя бы, как выведен русский космонавт в блокбастере Армагеддон. В телогрейке-ватнике, в шапке ушанке, с дикой щетиной на не очень симпатичной физиономии. Такой тип хозяин разваливающейся орбитальной российской станции. И вспомним, какими лощеными героями без страха и упрека нарисованы американские астронавты, летящие спасать планету Земля. Правда, самих этих америкосов спас от неминуемой гибели именно русский ватник-космонавт. Такие вот превратности сюжета Армагеддона. Почти, как в жизни.

А каким был просто обязательный типаж советско-российских военных во всех фильмах, снимавшихся на Западе? Это почти всегда неопрятно одетые, в какой-то выдуманной мешковатой форме, грубые и очень злобные люди, нередко громадные, похожие на питекантропов. Наши зрители смеялись над увиденными типажами, но в свободном мире их воспринимали очень серьезно. И дрожали от страха, что эти монстры когда-нибудь явятся к ним в качестве освободителей. Стоит ли удивляться словам Джен Псаки, выросшей на таких ужастиках, когда она ополченцев Донбасса и Луганска априори считает зверьми в человеческом обличье, а настоящих зверей-бандеровцев истинными борцами за европейские ценности и благородными защитниками свободы на своей, порабощенной москалями окраине

К величайшему сожалению, в нашей стране военно-патриотической пропагандой именно пропагандой всегда занимались люди, по своему менталитету очень далекие от русского духа. Да и самой, четко выстроенной грамотной военной пропаганды не было, и нет.

Попытка показать средствами кино службу в армии как настоящую и в чем-то красивую мужскую работу была предпринята в самом конце тридцатых годов. Можно вспомнить лишь Трактористы, где впервые в мире в художественный фильм был вмонтирован документальный рекламный ролик о возможностях танка. И художественные герои того фильма были такими же, как настоящие герои в жизни. Поэтому все они органично перешли в образы кино периода Великой Отечественной. Очень интересная попытка показа военной техники и возможностей нашей армии того периода была предпринята в документальном фильме Если завтра война. Увы, завтра началась война, и все оказалось не так, как в кино. И фильм просто запретили. А ведь в нем опробовали новые формы кинопропаганды.

С началом Второй мировой Геббельс лично мобилизовал на фронт всех кинооператоров и фотографов-профессионалов, которые имелись в Германии. Он требовал, чтобы в каждом подразделении находился свой хроникер, и чтобы он показывал германского солдата в самой выигрышной форме. Эта задача выполнялась даже тогда, когда Красная армия стояла на подступах к Берлину. И хроника Великой войны в Европе - это хроника, прежде всего, немецкая.

С началом Великой Отечественной советские фотокорреспонденты и кинооператоры тоже бросились в бой. Но на их пути сразу встали бдительные особисты: это можно, это нельзя, туда смотри, а про это забудь. А уж если фотоаппарат обнаруживали даже у офицера, тому сразу грозило стать штрафником, в лучшем случае. Такая практика имела место почти до 1945 года.

За спинами наших фотожурналистов и кинооператоров никогда не стояло такой фигуры, каким был Геббельс в Германии. Поэтому многое они делали на свой страх и риск, часто по инерции включая внутреннего цензора.

Ситуация не изменилась и после Победы. Мятеж в Венгрии 1956 года. В стране находилась группировка советских войск. При ней своя газета, свои журналисты. Ну, и что народ Советского Союза знал о жизни и службе наших солдат в Венгрии? Мятеж не вспыхнул в одну секунду, он зрел. Это вызревание вполне можно было зафиксировать документально. Ничего не делалось.

Даже когда началась кровавая вакханалия фашистов в Будапеште, когда стали убивать безоружных солдат и офицеров, пойманных на улице, когда вырезали офицерские семьи и целые военные госпитали где были военные хроникеры? Им просто не дали работать.

Сегодня будапештские события осени 1956 года во всем мире воспринимают как попытку восстания народа Венгрии против коммунистического ига и советской оккупации. Попытку, которую, по мнению всего мира, жесточайшим образом раздавили гусеницы советских танков.

Почему-то совершенно не принимается в расчет, что с мая 1945 года тогда прошло всего 11 лет. А Венгрия была самым верным союзником Германии. И зверства мадьяр на Восточном фронте превосходили немецкую жестокость, равны они были лишь зверствам бандеровцев. Память об этом была слишком свежа у тех, кто служил в Венгрии. И когда эта звериная жестокость врага вновь выплеснулась на улицы Будапешта и вновь оказалась направлена против советских солдат и офицеров, наша армия ответила не меньшей и более чем оправданной жестокостью. Это правда. Но как раз эту правду советским военным хроникерам было запрещено не просто фиксировать для истории, а даже видеть в упор.

В последующем на Западе было снято немало фильмов, прославляющих героев народного восстания в Будапеште. А у нас ни одного о тех, кто еще раз раздавил попытавшуюся ожить фашистскую гадину. Причем раздавил так, что никакая реинкарнация фашизма в Венгрии стала невозможна. И сегодня венгерские националисты скорее пойдут на союз с Москвой, чем с Киевом.

Во второй половине ХХ века наша страна оказывала военную помощь многим странам, и они благодарны Москве до сих пор. Но много ли мы видели на экране, как действовали наши советники или воевали наши солдаты в Анголе, на Кубе, во Вьетнаме?

Афганистан это отдельная песня и последний позор Главпура и отдела пропаганды ЦК КПСС. По логике надо было отправить в эту страну, после введения советских войск, сотни хроникеров. Снимать, снимать и снимать. Пусть для архивов, но снимать. Увы, любая съемка в приказном порядке была сразу же дозирована до минимума. А в эфир шли бодренькие репортажи о совместных субботниках и о доставке мешков с продовольствием в отдаленные аулы.

В составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане работало немало прекрасных фотожурналистов и просто военных журналистов, а также кинооператоров, которых я знал и знаю лично. Они составили пусть далеко не полную, но правдивую летопись той войны. И почти все, что они сделали, было вопреки, а не благодаря директивным указаниям. Пусть хоть какая-то хроника, но осталась.

А вот художественных фильмов про Афган, хотя бы отдаленно похожих не по сюжету, а по мастерству на Взвод Оливера Стоуна, ни в СССР, ни в России не появилось.

Впрочем, есть один неплохой сериал Охотники за караванами. Правда, он очень далек от того, как на самом деле наши спецназовцы охотились за Стингерами и добыли их. Но все-таки это не развесистая клюква вроде 9 роты.

Война на Северном Кавказе, длившаяся почти десять лет это опять масса примеров того, как простые, не военные, тележурналисты снимали правду вопреки формируемому кем-то общественному мнению о преступных действиях Российской армии. В девяностые вообще не было никакой государственной идеологии, поэтому и говорить не о чем. А министерство обороны в то время опустило ниже плинтуса все свои пропагандистские активы: и собственную киностудию, и собственную телестудию, и Красную звезду, и Советский воин, ставший просто Воином, и прочие когда-то популярные газеты и журналы, в том числе мощнейший при СССР Воениздат.

Ситуация стала выправляться буквально несколько лет назад. У военного ведомства появились деньги, появилось осознание того, что авторитет Вооруженных сил в обществе требуется почти в авральном порядке повышать. При активной поддержке министерства обороны был создан телеканал Звезда. Оживилась печатная периодика. В мире военной журналистики и даже военной кинематографии сверкнули имена, которые могли бы стать настоящими звездами. Могли бы

Но когда запахло военными деньгами, к ним сразу слетелись те, кто и так крутился вокруг пиара. Которым всегда без разницы, что пиарить женское нижнее белье или боевую экипировку солдата будущего, яхты миллиардеров или боевые корабли. Лишь бы платили. Они просто знают, как это делать. Так, скорее всего, думали те, кто получил право распоряжаться немалыми деньгами, выделенными на военную пропаганду. Поэтому финансы, как и административную власть, получили дипломированные пиарщики есть такая профессия. В основном новыми хозяевами военрекламы стали дамы. Их начали привечать и возвышать еще при Анатолии Сердюкове.

Каков итог? Рассказывать о том, что из себя представляют Вооруженные силы России сегодня и какие задачи решает Российская армия нам будут люди, знающие, как сделать рекламу яркой и потребной для массового зрителя. Но понятия не имеющие о сути русской военной души. Опять в перспективе пустота и человекообразные ботаны в военной форме.

А правду о настоящих Воинах России мы узнаем из телерепортажей обычных тележурналистов, никак не связанных с официальной военной пропагандой и не получающих от министерства обороны ни копейки.

Возможно, мы увидим и настоящее русское военное кино. Но снято оно будет, скорее всего, не на деньги, выделяемые на военную пропаганду, а найденные нормальными продюсерами совершенно случайно. И снято опять же не теми, чьи имена всегда и очень навязчиво на слуху.

Пока же зрителям, в том числе тем молодым, тем, кто ищет примеры для подражания, предлагают тех же Солдат, то же ДМБ, того же многосерийного Чкалова, вечно пьяного, бегающего по огромной квартире в одних трусах. Можно посмотреть и Страсти по Чапаю, где когда-то народный герой выставлен карикатурным ботаном самого трагичного периода истории России начала ХХ века. Ну а в качестве довеска - сонм всяких Штрафбатов и Сволочей. Уж на такую фильму денег российский бюджет до сих пор не жалеет. Наших с вами денег, кстати сказать.

Сергей Птичкин

x