Картина о тех, кто показал миру пример мужества, спасая жителей осажденного города, зачастую... ценой собственной жизни. Уникальные съемки на месте событий, восстановленная настоящая военная техника - все, чтобы в мельчайших деталях воссоздать атмосферу тех страшных дней.
Каждый день они везут продукты голодающим Ленинграда, и спасают людей, переправляя их на Большую землю. Больше 8 человек брать нельзя - иначе машина может уйти под лед. В самый сильный мороз двери всегда открыты - чтобы успеть выпрыгнуть. Полынью не видно заранее. И каждая машина как на ладони на бескрайнем белом пространстве во время воздушного налета.
"Они гибли там очень много на самом деле. Скорее всего, именно это поразило, что такая беззащитность людей, и люди тем не менее каждый день по два рейса в день... Это каждый день на смерть, как в бой", - говорит режиссер Александр Велединский.
"Осознавать, что у тебя в кузове жизнь, сотни жизней, потому что крупы, греча, продукты, мука, то, что они везли в голодающий город, спасали жизнь людям. Это страшное отчаянное дело", - отмечает актер, народный артист РФ Дмитрий Назаров.
Еще несколько часов и они должны быть на Большой земле - Ольга и ее сынишка Стасик. По случайности оказались в разных машинах, когда в небе появился мессершмитт. Автомобиль с ребенком попал в полынью, но несмотря на отчаянные крики матери, другим водителям нельзя останавливаться - иначе могут погибнуть все.
"Правила такие, что ты должен мчаться дальше, дальше, случилась трагедия, ты переламываешь, тем более эти люди уже столько раз это видели, что у них уже не ломается, они уже давно сломанные внутри", - говорит актер Андрей Мерзликин.
Ольга хочет остаться работать водителем на Ладожском озере. Ей больше нечего делать на Большой земле, и она не боится умереть.
Она вкалывает не меньше здоровых мужчин, только иногда, когда никто не видит, позволяет себе слабость - тихонько, сидя на льду, рассказывает что-то своему погибшему сынишке.
А работать на дороге жизни становится все опасней. Советская контрразвездка узнает, что один из водителей - диверсант. Поиском диверсанта занимается капитан НКВД Сергиенко. Теперь здесь каждый под подозрением.
Шпионский детектив, любовная история и достоверный рассказ о героях войны. Чтобы сохранить реалистичность, специально для фильма восстановили настоящие военные полуторки. А главное, ни одной сцены не снято в павильоне. Актеры работали на льду Ладожского озера, именно там, где проходила настоящая Дорога жизни.
"Внутреннее такое трепетное чувство от того, что все-таки некоторые из героев, про которых мы рассказывали, так и остались на дне этого озера", - говорит актер Андрей Мерзликин.
Снимались без дублеров, и грузовики проваливались под лед по-настоящему. По сценарию, спасая детдомовцев из тонущей машины, Ксении Раппопорт дважды приходилось прыгать в ледяную воду.
"Ксения Раппопорт реально ныряла, не включилась камера на одном из дублей, ей пришлось второй раз полезть", - рассказывает режиссер Александр Велединский.
История про каждодневный человеческий подвиг. Водители полуторок были не на фронте, но по значимости эта дорога приравнивалась к фронту. Ежедневно они перевозили по Дороге жизни до 6000 тонн грузов, и спасали тысячи жизней.
"Существуют тысячи не снятых русских фильмов про очень важные вещи. А одна из этих вещей - вот эта дорога жизни и эти водители. Поэтому я думаю, важно, когда мы честно говорим о себе, о наших людях, которые совершили что-то, за что можно ими гордиться и их уважать", - говорит продюсер Валерий Тодоровский.
Первую и вторую серии фильма "Ладога" смотрите сегодня после программы "Время".
Галина Филоненко