Анна Табанина

Окрылённые "Золотыми орлами"

По мнению известного кинокритика Виктора Матизена, фильм Солнечный удар Никиты Михалкова - двойной провал.

Национальная киноакадемия раздала очередную порцию Золотых орлов. На минувшей неделе соцсети бурлили, задаваясь извечными вопросами: почему да за что. Удивленных результатами - масса. Самый ироничный кинокритик России - Виктор МАТИЗЕН, к которому мы обратились за комментарием, считает, как и многие другие, что премия явно ангажирована. И отмечает, что предпочтение отдается в первую очередь фильмам самого Никиты МИХАЛКОВА (идейный вдохновитель Золотого орла), во вторую - картинам его студии ТРИТЭ, и в последнюю - остальным.

- Золотой орел был придуман Михалковым в пику Нике, на которой его фильмы котировались не так высоко, как ему бы хотелось. С этого времени в России две официально зарегистрированные национальные премии. Одна судит кино по критериям искусства, другая - по воле хозяина или по соответствию новой государственной идеологии - православие плюс самодержавие. Если это не знак раскола, то уж точно вопиющий абсурд, и странно, что Министерство юстиции не замечает, - негодует Матизен. - Видимо, Михалкову, как особе, приближенной к высоким чинам, позволено многое из того, что не позволено другим. Например тратить государственные по сути деньги на свои амбициозные, но низкокачественные фильмы и награждать самого себя. Так или иначе, но для меня национальная кинопремия в России одна - Ника.

Не знаю, что и как происходит на кухне Золотого орла, но у меня и многих других критиков создалось впечатление, что голосование членов михалковской академии - показное, а на самом деле премии распределяются лично Михалковым и его придворными. Во всяком случае, в номинациях Лучший фильм, Лучшая режиссура и Лучший сценарий. Что произошло в этом году? Похоже, что сидел Никита Сергеевич с Орлами и прикидывал, как их повыгоднее раздать. Во-первых, себе, любимому. Во- вторых, родного брата отметить. В-третьих, Станислава Сергеевича Говорухина не обделить - мол, наш человек, да и пост большой занимает. А со Звягинцевым что делать? Левиафан, конечно, с душком, но ведь на Оскар номинирован Эх, объявить бы их обоих антироссийскими, но как? Не могу же я, Михалков, отказаться от своего Оскара за Утомленных солнцем! Ладно, черт с ним, дам ему Орла за режиссуру - чтоб за ремесло, а не за тенденцию. Тогда и пасьянс сложится: Говорухину - почетный приз за вклад, старшему брату Андрону - за сценарий, хоть сценарий там на живую нитку сделан. Тогда себе, ничего не поделаешь, придется вручить за лучший фильм - так уж карты легли. Да и по справедливости это. А в прочих номинациях пусть будет, как проголосовали, а то совсем разорутся

На самом деле Солнечный удар - двойной провал. Уничижительные отзывы профессионалов и мизерные, сравнительно с бюджетом, сборы в прокате (на съемки было потрачено $24 млн., а выручка в кинотеатрах - $1 млн. 700 тыс. - Д. П.). Причины просты - примитивный взгляд на историю, потеря вкуса и затянутость любовной линии. А также отсутствие редактора, который осмелился бы сказать режиссеру, что его заносит. В целом российское киноискусство, как заметил один умный режиссер, находится в щели между идеологией и коммерцией, и щель эта сжимается. Искусство - не развлечение и не пропаганда. Но нынешний министр культуры заявляет, что фильмы, в которых отражаются душевные переживания художника и затрагиваются острые вопросы, народу и государству не нужны. Нужно ура! и да здравствует!. Вот направление, по которому пытаются катить наше кино.


x