Анна Табанина

Очень длинное кино

10 наиболее продолжительных художественных фильмов всех времен.

Считается, что наиболее удобный стандарт художественного кино 90-100 минут. Эпикам вроде Властелина Колец при известной авторитетности режиссера позволяют разгуляться до трех часов. Кто желает замахнуться на большее, тот обязан рубить свои детища пополам и выпускать их частями, как Войну и мир или Убить Билла, - иначе мочевой пузырь зрителя просто не выдержит, да и денег с нескольких релизов можно собрать гораздо больше. Однако во все времена находились упрямцы, которых не останавливали никакие рамки, этим гигантоманам и посвящается данный обзор. Отбросим документалки, телесериалы, трилогии и бессюжетные эксперименты в духе Уорхола, рассчитанные на показы в арт-галереях, что же в сухом остатке?

1.Вне 1: Руками не трогать (1971) / Out 1, noli me tangere

Взяв за образец Историю тринадцати Оноре деБальзака, один из лидеров французской новой волныЖак Риветснял опус под названием Вне 1: Руками не трогать (1971). Издевательство над зрителем начинается уже с заголовка: вне как протест против фильмов, обещающих показать что-то изнутри, единица как намек на сиквел, подзаголовок как знак нежелания укорачивать режиссерскую версию хотя бы на минуту (по другой версии, режиссер написал руками не трогать на коробке с рабочей версией фильма, а потом решил так и оставить). В результате поклонники Ривета, которым и раньше приходилось терпеть трех- и более часовые полотна в его исполнении, получили в пользование нечто чудовищное длиной 12 часов 53 минуты. Восемь стоминутных историй-эпизодов, развивающихся в одной реальности, но сюжетно почти никак не связанных, вращаются вокруг некой загадочной организации под названием 13, вываливая на зрителя кашу из причудливого монтажа, засоряющих звуковую дорожку посторонних звуков, странных кинематографических техник и не менее странных персонажей. Баловать зрителя внятными пояснениям автор не торопится, сюжетные линии обрывает на полуслове, финал больше похож на издевательство.

Несмотря на довольно сериальное поэпизодное деление, режиссер настаивает, что фильм надо смотреть не по ТВ, а исключительно на большом экране. Правда, ввиду хронометража мало какой фестиваль может поставить его в программу (помимо прочего, лента снята на необычной скорости 25 кадров в секунду, с которой нормально работают лишь немногие проекторы), поэтому Риветт изготовил в 1973 году укороченную четырехчасовую версию, которую назвал Вне 1: Спектр. Зачем вообще было делать 13-часовый фильм неужели просто для того, чтобы срифмовать хронометраж с Историей тринадцати? От комментариев на этот счет постановщик уклоняется.

2.Эволюция филиппинской семьи (2004) / Ebolusyon ng isang pamilyang Pilipino

ерно-белая лента, снимавшаяся упрямым режиссером-эстетомЛавом Диасомза собственные деньги на протяжении 11 лет, демонстрирует лаконичное, полудокументальное, снятое едва ли не в реальном времени описание медленного развала провинциального филиппинского семейства на фоне гражданской войны и последних судорог тиранического режима Фердинанда Маркоса. Погружение в островные реалии 70-80-х годов достигается необычными методами показом ежедневной филиппинской жизни во всех подробностях, подачей в темпе мыльной оперы, приправленной политической хроникой, экстремально длинными планами, множеством снятых одним куском эпизодов без каких-либо диалогов, грубо смиксованным звуком, смешением пленочной и цифровой картинки, нелинейным монтажом, обилием натурных съемок и полным отказом от специального освещения. Эффект прикосновения к истории еще сильнее оттого, что актеры, играющие членов семьи Галлардо, в течением времени явственно взрослеют/стареют.

Инди-режиссер, успевший за время производства ленты пережить смену семи операторов, смерть нескольких членов съемочной команды и распад собственной семьи, после презентации 10-часовой версии своей ленты в 2004 году не успокоился и в следующие месяцы доснял еще около часа видеоматериала (конечный хронометраж ленты составил 10 часов 47 минут). Первую монтажную сборку, по словам Диаса, он полностью утратил ввиду поломки компьютера, уничтожившей плод пятимесячных трудов, а вторая его крайне утомила, так что телеверсию самого длинного филиппинского фильма всех времен режиссер делать не планирует. Будет ли дисковое издание, тоже неизвестно; интересующимся остается напрягать торренты или ловить Эволюцию филиппинской семьи на фестивалях.

Надо заметить, среди современных режиссеров Диас претендует на звание чемпиона гигантомании, т.к. в последние годы он фильмов короче пяти часов не снимает: например, его Меланхолия (2008) длится 8 часов, Смерть в стране чар (2007) 9 часов, Иеремия (2006) еще столько же. Любимые приемы режиссера черно-белое изображение, длинные планы, общее ощущение тоски, одиночества и запустения. Собственно, тоска, говорит Диас, моя любимая тема. А если какой-то зритель не может высидеть в зале 10 часов, это ничего, я готов подождать. Может, он продолжит через десять лет. Я подожду. Искусство может ждать. Торопиться некуда.

Читать полностью:https://www.film.ru/articles/ochen-polnyy-metr#acon


x