Анна Табанина

О премьере "Вия": опустите мне веки

На экранах Вий-3D, в котором гоголевская повесть подобно черту из Ночи перед рождеством: спереди совершенный немец, а сзади губернский стряпчий в мундире.

Да сама многолетняя мучительная история создания фильма, напоминает гоголевский сюжет. Концепции, режиссеры, сценарии, да просто размеры фильма претерпевали трансформации почище превращений нежной Панночки в загробную темную силу, а ведьмы в утопленницу.

От первоначального замысла в амбициозном триллере Олега Степченко стоимостью в $28 миллионов название только и осталось. А небольшая повесть о бурсаке Хоме Бруте и его непростых отношениях с ведьмой и иной нечистью, налетевшей в храм божий, разрослась в фэнтези-блокбастер, который Гоголю седьмая вода на киселе. А почему бы и нет? скажут сторонники технологических прочтений и компьютерных преобразований классики. Все дело в даровании преобразователей. А то от иного прочтения, нетленный гоголевский текст, точно нос майора Ковалева, соскочит с экрана, да и уберется восвояси.

Хрестоматийный сюжет о философе Хоме нежданно-негаданно сшит на живую нитку с историей научного путешествия английского картографа Джонатана Грина в Малороссию. Стая волков, подобных собакам Баскервилей, загоняет карету заморского гостя в мистическую глухомань. Здесь в казацком поселении нечисть не просто прилепилась к ежедневной жизни хуторян, но просочилась в их естество, порой вылупляясь, вырываясь наружу. И девушки в языческий праздник Ивана Купалы, того и глядишь оборотятся ведьмами-нимфоманками. И за чаркой доброй горилки лица уважающих друг друга собутыльников неумолимо превращаются в свиные, собачьи, козлиные, дрофиные рыла. А само веселое застолье к ужасу ученого иноземца в непредсказуемый буйный и страшный шабаш нетопырей под предводительством Зеленого Змия.

Места, подобные казацкому хутору, спрятанному в непроходимых лесах и скалах, на картах обозначают белыми пятнами. Ученый-материалист Грин, продираясь сквозь бурьян к заросшей паутиной церквушке, пытается распознать разгадать не только таинственную историю исчезновения бурсака Хомы, но прежде всего загадочные отношения местных жителей с их сестрами по разуму ведьмами, монстрами в овечьих шкурах и прочей разнородной нечистью.

Авторы вольного переложения Вия для 3D c оркестром спецэффектов идут по проложенному литературой и экраном пути противопоставления просвещенья вечному средневековью; рационального ясного прагматичного европейского разума темному, полному угрюмых и веселых суеверий малороссийскому мракобесию. Тема, скажем, актуальная что в начале 18-го, что в начале 21-го века.

К мытарствам Хомы присовокупили две лав-стори: между парубком Петросем и онемевшей от страха Настусей и между Грином и Мисс Дадли. Плюс происки и козни сельского дьячка отца Паисия злобного смертоубивца и гестаповца (в доме у него настоящая пыточная) и его приспешников. А еще противостояние Сотника и отца Паисия... И дабы разорвать запутавшийся сюжетный узел, придется деревянному распятию упасть на голову злодею. В общем, возьмите деревню из Сонной лощины, прибавьте к ней мотивы из Сибирского цирюльника, Индианы Джойса... или Сокровища нации и окропите все какими-нибудь тварями из Черной лагуны, поместите все в блендер компьютера... Блюдо украшается фирменным орнаментом хрестоматийной гоголевской истории. На зрителя несется гроб с дочкой Сотника Ведьмой. Роскошный в своей омерзительной склизкости гигантский кальмар Вий, тысячерукое чудище воет: Поднимите мне веки!. В отличие от Хомы, защититься от нечисти нечем: мелового круга в кинозале не нарисуешь. Временами страшновато, эффектно, временами смешно и нелепо. Шикарные декорации: казацкий хутор на два десятка домов с майданом, церковью, таверной, сторожевыми вышками. Монстры-вепри всех сортов: летающие, водоплавающие, копытообразные выпивающие. Спецэффекты местами высококлассные, местами мультяшные. Селяне на Майдане (актуальная тема!) чисто дети, готовы верой и правдой служить то Сотнику, то черту в обличье священника. Монструозные галушки в воздухе парят, норовя прямо с экрана вас укусить.

Зрителю, которому захочется более острых ощущений (несмотря на сюжетное нагроможденье, периодически фильм зависает) следует прямым ходом идти в кинотеатры с форматом D-Box. Никакой горилки не надо, технология синхронизирует движение на экране с вибрирующим креслом. Прокатчики обещают "укачать" вас по полной, погрузив в зигзагообразный фэнтези-хорррор, нашпигованный сверх меры разного рода страстями и превращениями. Даже монтаж напоминает слалом по пересеченной местности. Все вместе складывается в многостраничный стереографический кинокомикс, у которого, конечно же, найдется свой зритель. Тем более, что есть в картине колоритные актерские работы. Джейсон Флеминг, к примеру (картограф Грин), Юрий Цурило (Сотник), Андрей Смоляков (Паисий). Валерий Золотухин сыграл свою последнюю роль, старого казака Явтуха, который священника-шамана не слушает, к толпе вопящей Ату ведьм! не присоединяется, живет своим умом.

...Все случившееся в спрятанном от цивилизованного глаза селении Джонатан Грин может счесть похмельным синдромом, на это авторы намекают. Только вот галушка-монстрик неотступно вьется над головой ученого, улепетывающего из этой страшно-странной Малороссии в страну с многовековым газоном.

Лариса Малюкова

x