Вий российский фильм-долгострой: разговоры о проекте начались еще в середине 2000-х. Поначалу представить, какой именно получится новая экранизация повести Гоголя, было довольно сложно. Однако со временем стало понятно: экранизации как таковой вообще не будет. С первоисточником создатели картины обращались достаточно вольно в результате от некоторых сюжетных ходов отказались вовсе, зато придумали множество других в том числе с участием новых персонажей, которых Гоголь и вообразить не мог бы.
Один из таких персонажей это, собственно, главный герой фильма, картограф-британец Джонатан Грин (на его роль пригласили англоязычную звезду Джейсона Флеминга). Обстоятельства вынуждают его оставить забеременевшую возлюбленную на родине и отправиться исследовать Восточную Европу. Где-то в украинской глуши Грин натыкается на хутор с крайне запуганным населением. Местные жители считают, что погибшая с год назад молодая ведьма (Ольга Зайцева) до сих пор бродит по округе в компании прочей нечисти. Хуторян подзуживает местный священник (Андрей Смоляков), который, кажется, задумывает что-то недоброе.
Формула Вия довольно проста: немного детектива, капля мистики (в сущности, все встречи с потусторонним можно списать на чрезмерное увлечение персонажей фильма алкоголем), много спецэффектов. По современным российским меркам компьютерной графики и прочих трюков в картине буквально в избытке. Что, в общем-то, неудивительно: по имеющимся данным, бюджет Вия составил 26 миллионов долларов. Жаль, правда, что у создателей спецэффектов не хватило фантазии на то, чтобы в полной мере освоить 3D модный ныне формат используется в фильме главным образом для того, чтобы время от времени запустить в физиономию зрителя яблоком или, например, топором. Что же касается разнообразных монстров, то тут художники проявили определенную изобретательность. Впрочем, все дизайнерские находки тонут в несуразном, да к тому же еще и насквозь вторичном сюжете.
Дело в том, что для Вия, кажется, не придумали ни одного оригинального сюжетного хода. Да, у Гоголя позаимствовали немного, но на дворе XXI век, источников для вдохновения вокруг столько, что аж глаза разбегаются. Одну из основных идей взяли из Таинственного леса Шьямалана, остальные из целой кучи фильмов, от Молодого Шерлока Холмса и Сонной лощины до японских хорроров. Результат довольного предсказуем: цельная история не складывается, смотреть Вий, хронометраж которого около двух с половиной часов, скучно. Просто по той причине, что абсолютно все это мы уже видели.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что события в фильме изложены не вполне внятно. Сценаристы, кажется, решили утопить зрителя во флэшбэках. Связь между сценами время от времени теряется. Кроме того, зрителя периодически отправляют в Великобританию, где возлюбленная главного героя в компании с ребенком-грудничком и скептически настроенным отцом читает письма Грина из далеких краев. Легко догадаться, что на развитие сюжета британские сцены не влияют они кажутся попросту лишними. В трудную минуту сценаристы даже прибегают к помощи deus ex machina ситуацию внезапно спасает персонаж, о существовании которого зритель ранее не подозревал. Да и вообще, на хуторе тесновато в фильме много ненужных персонажей, и в них несложно запутаться.
В результате Вий кажется похожим на затянувшийся фейерверк. Вроде бы денег на мероприятие потрачено немало, и создателям определенно хотелось бы, чтобы получилось красиво, но после 140 минут беспрерывной и довольно монотонной стрельбы глаз замыливается, уши глохнут и просто хочется домой. Или вот еще одно напрашивающееся сравнение: создатели фильма сами похожи на Вия, чьи веки настолько тяжелы, что он не может поднять их самостоятельно. Как и Вию, кинематографистам пришлось обратиться за помощью к третьим лицам зато они сразу обнаружили, что в мире существует масса примеров для подражания. Однако Вий, открыв глаза, ткнул железным пальцем в Хому Брута, и тот бездыханный грянулся ... на землю. Отечественные киноделы смотрели в упор на хорроры, а также многочисленные фэнтезийные и приключенческие ленты но попали пальцем в небо.