Анна Табанина

На русские деньги в Чечне снимают антирусское кино

Знаете ли вы, что Чечня (да-да, та самая, что имеет какие-то совершенно невообразимые долги за газ и вообще является одним из самых дотационных регионов РФ) стала снимать кино? Не знаете? Ну так знайте.

23 февраля 2014 года на экраны выйдет первый художественный фильм (рабочее название Пепел), снятый в республике. Его производством занимается недавно созданная местная кинокомпания Грозный-фильм имени шейха Мансура. Лента повествует о выселении чеченцев в казахстанские степи в феврале 1944 года, и, как нетрудно подсчитать, ее выход приурочен к 70-й годовщине этого события. Ну а то, что во всей России в этот день отмечается еще и День защитника Отечества, видимо, по мысли авторов, должно придать этой премьере определенную пикантность.

Казалось бы, ничего особенного, кино и кино. Ну, разве что снимается в непривычном месте и на непривычную тему. Но, судя по фотографиям, выложенным в блоге известного публициста Игоря Пыхалова, кино получается отчетливо антисоветским.

Пародийные фигуры садистов-энкавэдэшников, исторически недоказанные сведения об уничтожении во время депортации тех жителей горных селений, которых было затруднительно доставить к железнодорожным станциям из-за снегопадов и бездорожья, и, наконец, финальная сцена фильма, где советские солдаты заживо сжигают в конюшне селения Хайбах стариков, женщин и детей, а на сарае при этом висит здоровенный лозунг Всё для фронта, всё для победы, наталкивают на невеселые размышления.

Во-первых, памятник женщинам, убивших русских солдат в XIX веке, в Чечне уже есть. Именно его появление, напомним, недавно спровоцировало резонансную драку между двумя депутатами-единороссами... Теперь будет и фильм о русских (советских) солдатах, будто бы убивавших чеченских женщин и детей.

Во-вторых, где-то это уже показывали. Ну, не это, так похожее. И точно, в памяти всплывает фильм Иди и смотри, где немецкие каратели вытворяют то же самое с белорусским селом: сжигают жителей заживо. А где еще наши солдаты изображены тупыми, злобными и неуклюжими чудовищами? Да в фильме Рэмбо-2, где мужественные афганцы отчаянно борются за свободу (как они ею потом распорядились, мы уже знаем: выращивают и продают наркотики, а также создают проблемы всему миру), а супергерой Сильвестра Сталлоне им помогает. Надо полагать, Сталлоне сейчас очень стыдно за тот фильм, поскольку он никогда не приезжал в Россию. Шварценеггер бывал много раз, а Сталлоне нет. С чего бы это?

Чеченский фильм также имеет нити, тянущиеся в Голливуд. Главным продюсером проекта и автором сценария выступил Султан Заурбеков чеченец, живущий и работающий в Голливуде, член Гильдии киносценаристов США. В 1996 году он окончил киношколу в Лос-Анджелесе и там же в 1997 году успешно завершил учебу в киноакадемии. С другой стороны, большую помощь киношникам оказывает Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации во главе с Муратом Тагиевым. Не осталось в стороне и министерство культуры республики во главе с Дикалу Музакаевым.

Ну а кто дает деньги министерствам глубоко дотационной Чеченской Республики, упоминать, думается излишне. Аллах, конечно, как однажды заметил глава этого административно-территориального образования Рамзан Кадыров.

Картина получается малобюджетной, но громкой: ее заявят на Берлинский кинофестиваль 2014 года. Кроме того, есть договоренности с известными мировыми киностудиями, которые выпустят фильм в прокат в Европе и США.

Конечно, как же не воспользоваться таким поводом и не показать зверства советских солдат по отношению к малым народам своей страны? Надо лягнуть Россию лишний раз, грех упускать такой шанс. При этом никого не будет интересовать, что у тех, безусловно, трагических событий была своя предыстория и депортация возникла не просто так, не на пустом, как говорят некоторые историки, месте.

Более того, что касается данного конкретного события массового убийства жителей горного аула Хайбах сотрудниками НКВД, то историки вообще сомневаются, что оно имело место на самом деле. В качестве документов по теме Хайбаха фигурирует только некий рапорт полковника Гвишиани, содержащий следующий текст: Совершенно секретно. Наркому внутренних дел СССР тов. Л.П. Берии. Только для Ваших глаз. Ввиду нетранспортабельности и с целью неукоснительного выполнения в срок операции Горы вынужден был ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах. Полковник Гвишиани.

Скептически настроенные авторы, пишет Никита Мендкович, вполне резонно указывают на то, что в тексте этого якобы документа допущен ряд грубых фактических ошибок. Ну, например: операция по депортации чеченцев и ингушей называлась на самом деле Чечевица, а не Горы; населенные пункты в Чечне никогда не именовались в документах местечками только селами или аулами; выражение только для Ваших глаз вообще нонсенс для советских секретных документов: оно скорее похоже на кальку с используемого в США грифа For your eyes only... Есть еще некоторые детали, но и этого достаточно, чтобы усомниться в подлинности и документа, и самого факта жестокой расправы.

Впрочем, задачей авторов фильма явно не было хоть как-то следовать историческим фактам. Это явная агитка, и именно как агитка он и задумывался. Это не просто фильм, художественный, документальный или исторический Это в первую очередь еще одна громкая победа высшего разума, историческая дань справедливости... Эхо тех лет, как символ силы духа маленького народа, будет жить в сердцах юных горцев, которые благодаря таким картинам будут чтить память предков, достойных того, чтобы о них знали и помнили, несмотря на новое время и полвека прожитого после, пафосно завершила свой репортаж с пресс-конференции создателей фильма журналист Замина Каштарова. Заодно и проговорилась, для чего, собственно, картина снимается...

Теперь давайте представим, какие еще фильмы могут появиться вслед за этим. В Татарстане вполне могут снять кино о том, как войска Ивана Грозного штурмовали Казань и лютовали затем в покоренном городе. В интернете можно даже встретить версию, что поговорка сирота казанская восходит к тому периоду: родителей порезали, а дети остались.

Следом могут потянуться другие малые народы, которые чувствуют себя в чем-то обиженными центральной властью прошлой или нынешней. Потом инициатива опять перейдет к ЧР, в которой могут захотеть запечатлеть на экране события двух последних военных кампаний со своей точки зрения, конечно. А Москва будет давать на это деньги и покорно смотреть, как фильмы разлетаются по мировым фестивалям и прокатам...

Вот где торжество толерантности похлестче европейского! Баскам в Испании ничего подобного снимать не дают, курдам в Турции тоже, да и ИРА в Северной Ирландии о собственных киношедеврах пока не мечтает. Россия же в этом плане опять будет впереди планеты всей.

Интересно, какой окажется прокатная судьба чеченского Пепла внутри нашей страны?

Александр Романов

x