Место бессменного руководителя Музея кино Наума Клеймана , занимавшего пост директора с 1992 года, займет Лариса Солоницына (на фото). Г-н Клейман получит должность президента музея. Новому директору предстоит заниматься разработкой концепции развития, а также поиском нового места размещения - с 2004 года музей функционирует без собственного помещения.
Новость о назначении Ларисы Солоницыной директором музея была воспринята неоднозначно. Сам Наум Клейман в нескольких интервью заявил, что в целом одобрил эту кандидатуру: по сообщению некоторых СМИ, он назвал ее лучшей из предложенных. Однако Максим Павлов, заместитель директора Музея кино, уточнил в разговоре с корреспондентом НИ, что выбора у бывшего директора не оставалось: Это было предложение, от которого невозможно отказаться. Никаких других кандидатур Науму Ихильевичу не предлагали - единственным другим вариантом был господин Бочаренко, который рассматривался год назад. Согласился он с этой кандидатурой просто из-за того, что она киновед, в отличие от предыдущего кандидата, и хотя бы это внушает некий оптимизм. Но, конечно, для нее музейная деятельность является абсолютно новой - она сама призналась уже, что в нашем музее десять лет не была, так что проблем музея не знает ни изнутри, ни извне.
Для сотрудников музея сообщение о перестановках стало полной неожиданностью. По словам Максима Павлова, известие о назначении Ларисы Солоницыной они приняли очень настороженно: Нас беспокоит то, что это человек из команды Никиты Сергеевича Михалкова, который сделал все, чтобы уничтожить Музей кино в Киноцентре на Красной Пресне. Поэтому в музее никакого восторга по поводу этого назначения нет, но Наум Ихильевич обратился к нам с просьбой постараться наладить коммуникацию, и, естественно, как его ученики, мы попробуем это сделать.
В музее происходящее воспринимают как личный выпад в сторону Наума Клеймана, которого министр культуры Владимир Мединский уже обвинял в безынициативности. Максим Павлов высказывает несогласие с заявлением Мединского: В первой половине этого года музей, не имея собственного помещения и вынужденный каждый раз искать какие-то варианты и договариваться, провел 200 сеансов лекций, организовал две выставки и принимал участие в семи выставках, продолжал комплектоваться - сейчас у нас около 150 тысяч единиц хранения в фондах. Если это безынициативность, то покажите мне инициативность?
Ситуацию усложняет еще и то, что полномочия Наума Клеймана в качестве президента музея не ясны: в уставе музея не прописана такая должность, и по-прежнему непонятно, сможет ли он официально влиять на принятие решений, связанных с будущим музея, а также принимать активное участие в его деятельности.
Ведь задач, которые предстоит решать новому директору и, возможно, президенту, действительно много: это разработка концепции музея и поиск постоянного помещения, возможное строительство нового здания... Кроме того, как ранее сообщали НИ (см. номер от 3 июля 2014 года), Музею кино с 1 июля этого года предстоит справляться с новой проблемой, возникшей одновременно с принятием поправок в закон О государственной поддержке кинематографии: теперь все демонстрируемые фильмы должны иметь прокатное удостоверение - музейные показы архивного кино не являются исключением.
По словам Максима Павлова, у 80 процентов картин из репертуара Музея кино прокатного удостоверения нет, а значит, они не могут быть показаны зрителям. Эти изменения в законодательстве могут значительно ударить по финансовому состоянию музея - при грамотной организации показов две трети бюджета может складываться именно за счет дохода от киносеансов. Как будет решать этот вопрос новый директор музея, пока также остается загадкой.
Вера Звягинцева