Вот вам новость дня: завтра режиссер Ренат Давлетьяров начнет съемки ремейка фильма А зори здесь тихие. Новый фильм будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и выйдет в прокат к 9 мая следующего года.
Это хорошая новость? Все скажут - да. Так современное поколение отдает дань памяти предкам. И даже не сомневаюсь, что это очень искренняя потребность. Единственное, что меня смущает, это слово ремейк. Как понятие, как символ, как философия. Философия нашей жизни.
Ремейк - это артистико-дизайнерский и коммерческий термин, представляющий собой выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик; фильм, снятый по мотивам другого фильма. (Википедия). Говоря по-русски, ремейк - это просто повтор.
А зори здесь тихие по мотивам знаменитой повести Бориса Васильева еще в 70-е снял Станислав Ростоцкий. Блистательное кино, просто Ростоцкий другого и не снимал. И тоже памяти погибших в великой войне, конечно. Правда, по поводу этого шедевра у меня остались свои детские воспоминания. Пионерский лагерь Березка, на улицу выходит сторож, работник хоздвора. Кричит: Мужики, айда смотреть А зори здесь тихие, сейчас баня будет. Мужики повалили к телевизору. Ну а там молоденькая красавица Ольга Остроумова, да еще и замечательная Леночка Драпеко, совсем обнаженные (в бане по-другому не бывает, это правда жизни). Посмотрели мужики сцену и опять на улицу повалили, хоздвор убирать. Остальное они уже видели.
Но это так, личное. Ростоцкие Зори... можно пересматривать до бесконечности, включать с любого места, чтобы уже не оторваться до самого конца. Позже, в 2005-м, появился российско-китайский ремейк на данную тему и прогремел на всю Поднебесную. В этом смысле мы действительно с китайцами братья на век, у нас одни ценности - что Витас, что Сталинград.
Но вот третий заход. Да, не мы придумали ремейки, а они, ушлые, коммерчески продвинутые американцы. Ну дошло до них, что новое - это хорошо забытое старое. И еще, что любой успех надо эксплуатировать до полного изнеможения, выжать из него все, что еще осталось. И стричь, стричь свои купоны!
Мы повторяем Америку? Ирония судьбы. Продолжение, Служебный роман. Наше время, Джентльмены, удачи, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница... Это все ремейки комедий, оригиналы которых были сделаны еще в 60-е, 70-е годы. Тенденция, однако? Просто сейчас мы уже так не умеем смеяться. Над собой.
Говорить о том, что нынешняя Россия является безыдейной страной, живущей с головой, повернутой только назад, не производящей никаких смыслов и цепляющейся лишь за остатки лейбла Сделано в СССР, - все это лежит на поверхности. Не хочется даже иронизировать по этому поводу, ведь кто только тут не оттоптался. Красить все черным цветом сейчас ой как не модно. Начнешь красить - обвинят в непатриотизме. А я и не буду. Просто констатирую факт - и только. Для меня, человека, который нечто лично счастливое, заветное тоже черпает исключительно в советском времени, это и приговор самому себе тоже.
Исключения есть, и немало. Вот режиссер Бортко, бывший антикоммунист, а теперь коммунист правоверный, снял сериал Идиот по Федору нашему Михайловичу. И так снял, что залюбуешься, аж классическую пырьевскую версию с Юрием Яковлевым задвинул. Или все еще молодой Николай Лебедев сделал ремейк Звезды по Эммануилу Козакевичу. Замечательно сделал!
Сейчас Сергей Урсуляк снимает Тихий Дон. Конечно же, будут сравнивать с герасимовским. Но и Урсуляк плохого не покажет, такая уж у него планида. Только все это личности ну очень отдельные. Они не в тренде, не в струе (о нынешних политических пристрастиях Владимира Бортко сейчас лучше промолчим). А в остальном - нет пророка в своем отечестве. Нет глобальной идеи в этом отечестве. Одни лишь Старые песни о главном. И это диагноз, господа.
Александр Мельман