Оскар - это не только долгая и пышная церемония, которую в ночь с 22 на 23 февраля посмотрит около миллиарда человек во всем мире (в отличие от российского Первого канала, который второй год подряд отказалась от прямой трансляции). Это еще и бессчетное число торжественных мероприятий, вечеринок, ужинов и пресс-конференций, которые проходят накануне. Одна из таких вечеринок, посвященных номинантам в категории Лучший фильм на иностранном языке, расположилась в стенах недавно открытого музея Киноакадемии.
Мероприятие носит название Scroll ceremony - от английского scroll, то есть свиток. По сути это формальная процедура вручения сертификатов, подтверждающих, что тот или иной фильм вошел в число претендентов на премию Оскар. Но, как и положено Голливуду, даже вручение почетной грамоты должно быть обставлено, как светское событие. Все происходило в одном из просторных помещений здания музея Киноакадемии Оскар, через стенку от временной выставки Голливудский костюм, созданной кураторами Музея Виктории и Альберта (там же, в Лондоне, состоялась ее премьера). После короткой вступительной речи президента Киноакадемии, Черил Бун Исаакс (к слову - первая афроамериканка на этом посту), каждый из пяти фильмов, пробившихся в число номинантов, был представлен одним из почетных гостей. В Лос-Анджелес к этому моменту прибыли четыре режиссера из пяти. Задержался только мавританец Абдеррахман Сиссако, который в этот момент находился в Париже, где его Тимбукту собрал семь Сезаров, включая приз за лучший фильм. Все остальные были в сборе - и в отличном настроении.
Польскую Иду Павла Павликовского в приветственной речи представлял оператор Дик Поуп, который в этом году сам получил свою номинацию на Оскар - за работу над фильмом Майка Ли Мистер Тернер. Аргентинскую черную комедию Дамиана Сифрона Дикие истории нахваливал сам Гильермо дель Торо. Эстонская драма грузинского режиссера Зазы Урушадзе Мандарины представляла Джессика Честейн. Самая же запоминающаяся речь вышла у сценариста Пола Аттанасио (Донни Браско). Прежде чем позвать на сцену Андрея Звягинцева, он долго и с выражением зачитал обширную цитату из интервью Владимира Мединского газете Известия:
- Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах Левиафана я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки - это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения.
Размышления российского министра вызвали дружный хохот в зале - впрочем, вполне дружелюбный. А закольцевал шутку Аттанасио вручением Андрею Звягинцеву специального приза, в обход регламента Оскара, лично от себя - фрагмента той самой красной дорожки, которую, по мнению Мединского, так любит режиссер.
Звягинцев подарок принял с улыбкой, однако в своей благодарственной речи министра не упомянул. Вместо этого поименно перечислил своих конкурентов, всем без исключения пожелав удачи.
Напомним, что в соперниках у Левиафана протеже Педро Альмадовара, аргентинец Дамиан Сифрон с альманахом Дикие истории. Эстонско-грузинская драма Зазы Урушадзе Мандарины. Злободневная драма мавританского режиссера Абдеррахманана Сиссако Тимбукту об обществе, зараженном радикальным исламом. Наконец, Ида Павла Павликовского.
Три фильма из пяти, включая Левиафан, впервые были представлены в конкурсе Каннского кинофестиваля 2014 года. А у каждого из номинантов, кроме аргентинца, легко найти русский след. Заза Урушадзе начинал свою карьеру режиссера еще будучи гражданином СССР. Павел Павликовский в девяностые привез из России такие документальные фильмы, как Путешествие Достоевского, Москва-Петушки и Путешествие с Жириновским. Ну а мавританец Сиссако и вовсе среди них - единственный выпускник ВГИКа.
Последний раз такое ощутимое русское влияние на Оскаре было замечено в 2008 году, когда за одну номинацию боролись сразу Никита Михалков (12), Сергей Бодров-старший (Монгол, представлявший Казахстан) и Анжей Вайда (с драмой Катынь, рассказывающей о расстреле польских офицеров под Смоленском). Но тогда Оскар за лучший иностранный фильм ушел австрийским Фальшивомонетчикам режиссера Штефана Руцовицки.
Главный претендент на Оскар в этом году по всем предварительным прогнозам - польская Ида. Она точно так же лидировала в предварительных прогназах и перед Золотым глобусом. Однако в итоге награда досталась именно Левиафану.
Никита Карцев