В дороге случайно посмотрел первую серию нового фильма Валерия Тодоровского Оттепель на Первом канале. Решил осилить еще пару серий. Хочу поделиться впечатлениями, ведь сейчас этот фильм много обсуждают.
Если не знать, кто режиссер, можно подумать, что ему лет 85 как минимум так затянуты все сцены. Например, сцены о том, как снимается кино, настолько подробны, что по ним можно учиться профессиям режиссера, оператора и осветителя.
Почему так непрофессионально стали работать художники по костюмам и редакторы? Кто им сказал, что в 60-е годы в Советском Союзе так одевались, носили такие прически и так разговаривали? Зачем тогда снимать фильм о другой эпохе, если не хочешь изучить детали, разобраться? Снимай о том, что знаешь и видишь сейчас. Для того чтобы передать дух времени, в котором ты не жил, надо как следует потрудиться. А это у нас в кино делать почти все разучились. Вот и получаются дешевые бутафорские поделки.
Исключения, конечно, есть. Например, молодой режиссер Володя Щегольков, я уже о нем писал. Если он снимает фильм о 40-х годах, то не позволит, чтобы хоть одна мелкая деталь не соответствовала времени.
Вернусь к фильму Тодоровского. Валерий решил снять кино о том, как снимают кино. Лучше бы он выбрал другой сюжет. Потому что в его представлении в 60-е снимали настолько примитивные фильмы, что по сравнению с ними первые немые фильмы кажутся настоящими шедеврами. А ведь это было время поиска и смелых экспериментов, это был расцвет нашего кино, когда были сняты лучшие картины, когда творили мастера Гайдай, Рязанов, Калатозов, Хуциев. Это были режиссеры, до которых очень далеко умничающему Тодоровскому. Он режиссер форматный, то есть удобный для ТВ и для пиара. Я в то время уже жил чушь, вранье! И одевались не так, и вели себя не так, и мечтали не о том. Понимаю, что Тодоровский не застал то время и подчиняется совершенно форматному мнению мол, всё было омерзительно. Я много раз уже писал: не надо судить по своей подоночной жизни о том, как жили в советское время НЕ подонки.
Каждый режиссер снимает о том, что он знает. В этом случае, похоже, он подробно знает только одну тему кто с кем спит, кто с кем пьет, как друг другу изменяют.
Понимаю, почему затянуты серии, да потому, что у режиссера была сверхзадача: чем больше серий, тем выше гонорар. А лохи смотрят. И я на трех сериях чувствовал себя лохом. Почему авторы и режиссеры унижают людей и народ, хотят возвысить себя за счет унижения других? А чем же еще выделиться? Таланта-то нет. Вот и ответ сам не может снять фильм на уровне лучших советских художественных фильмов, значит, должен их обгадить. Но время всё расставляет по местам. Пройдут годы, простите, даже не годы, а недели, то есть даже не недели, а дни и об этом фильме забудут навсегда все кроме тех, кто получил за него гонорары. Да и те быстро их потратят и забудут свои собственные работы.
Кто-то возразит: но фильм-то Тодоровского смотрят, и многим он нравится. Мне кажется, что тут есть секрет. Не знаю, интуитивно Тодоровский выбрал эту актрису на главную роль или специально всё рассчитал Но получилось так, что Анна Чиповская закрыла собой все многочисленные огрехи картины. Видишь какую-нибудь скучнейшую сцену, рука тянется к пульту, чтобы выключить, а тут появляется Чиповская. Глядишь на нее, на душе теплеет, думаешь: да что это я, симпатичный кадр какой и фильм вроде добрый! И телевизор выключать уже не хочется. Аня действует на зрителя как факир с дудочкой на кобру. На нее смотреть так же приятно, как на огонь или воду. Ну и хитрец этот Тодоровский!
P.S. Зато мне понравился фильм Станица. Сериал, а снят как настоящий художественный фильм. Талантливо. Сильно! Актерские работы максимальны. Сценарий и режиссура дали раскрыться очень одаренным актерам, а значит, и сценаристы, и режиссер тоже проявили себя как люди прежде всего талантливые. Я понимаю всё, что хотели сказать авторы Станицы.
В произведении талантливом, профессиональном, всегда главным событием является событие последнее. Так было у всех великих драматургов. Именно во время развязки мы понимаем, что хочет сказать автор, и получаем его ответ на поставленный в начале произведения вопрос. А большинство сегодняшних сериалов неинтересно смотреть, поскольку они бесконечны, у них нет последнего события с точки зрения драматургии. Такой же недостаток есть и у некоторых американских сериалов, которые я поначалу хвалил, а потом понял: последнее событие в них одно бесконечный заработок денег.
Михаил Задорнов