Анна Табанина

Компьютерные технологии меняют старый добрый мир кино

На минувшей неделе в прокат вышла очередная партия голливудских блокбастеров, начиненных по последнему слову техники всевозможными спецэффектами.

Неудивительно, что эти картины во главе со скандальным Ноем имеют все шансы стать лидерами кассовых сборов - публика с большим интересом относится к яркому и зрелищному кинематографу. В то же время многих экспертов волнует эта тенденция - превращения кино из искусства в своеобразный аттракцион. Сегодня с помощью новейших компьютерных технологий на киностудиях научились воскрешать мертвецов, и уже на экране наравне с реальными актерами стали как живые появляться кумиры прошлого. Вместе с тем возникла опасность, что актерская профессия в перспективе может оказаться за бортом индустрии. Сможет ли кинематограф объединить все новейшие технические достижения и при этом остаться явлением искусства - вопрос, который волнует всех. Впрочем, появление в кино звука, а потом и цвета тоже поначалу многими критиками было встречено в штыки...

Кино к нынешнему своему состоянию прошло довольно долгий путь. Самые первые кинофильмы были короткими, черно-белыми и без звука. Затем инженерная мысль дала возможность снимать фильмы большей длины, лучшего качества, со звуком и в цвете. Технологический прорыв позволил лучше демонстрировать игру актеров и работу оператора, а в целом - режиссуру и сценарный замысел.

Сейчас же, наоборот, за красивой картинкой и яркими спецэффектами зачастую теряется замысел режиссера, а сценарий и актеры уже не кажутся основой кино. Порой складывается ощущение, что кинематографисты создают картинку ради картинки, привлекают зрителей просто зрелищностью фильма.

Кино без спецэффектов - по определению малозрительское - теперь становится все более эстетским видом искусства. Но при этом, как сказал НИ кинокритик Андрей Плахов, новые цифровые камеры позволяют увидеть мир в укрупненной перспективе, в мельчайших деталях, в любое время дня и ночи. Меняется принцип освещения, композиции кадра, цветового решения, монтажа - всего, всего, всего. Технологии рождают новую экранную эстетику. Новизна этой эстетики может проявляться как в массовом кино, так и в авторском, малозрительском.

В авторском кино сейчас наметилась тенденция показывать жизнь такой, какая она есть, чуть ли не во всех физиологических подробностях, и граница между камерой и жизнью становится все более зыбкой. Массовое же кино, напротив, от жизни отдаляется и становится похожим на сказку - и обе эти тенденции во многом обязаны влиянию современных технологий. Роль технологий двояка. В авторском кино используются их новые эстетические возможности - и тогда появляются Жизнь Адель и Нимфоманка, углубленно исследующие реальность. В коммерческом кино технологии нужны главным образом для создания мощных спецэффектов, и кино все больше отрывается от реальности, - говорит Андрей Плахов.

Одной из отрицательных сторон современных технологий в кино можно назвать их влияние на актерскую игру. Перед технологиями человеческие личности отходят на второй план. Это одна из причин заката звезд. Их систему поддерживает только Голливуд, и то с трудом, - считает кинокритик Плахов.

Одна из популярных новинок - motion capture, или технология захвата движения. Это цифровая анимация персонажей и объектов. При использовании этой технологии на актера надевается костюм с датчиками, после чего он делает движения, имитирующие те или иные действия по сценарию. Данные с датчиков фиксируются камерами и поступают в компьютер, где сводятся в единую трехмерную модель, точно воспроизводящую движения актера. На этой основе создается анимация персонажа и даже воспроизводится его мимика.

Неудивительно, что технология захвата движения вызывает множество вопросов, относящихся к будущему кино: вдруг актеры в один прекрасный день станут лишними? Что будет истинной природой кино: игра, анимация или, быть может, какой-то новый гибрид? - задается вопросами в разговоре с НИ блогер популярного сайта Kinopoisk Елизавета Чаленко.

Существует также посмертная технология, которая используется для воскрешения уже ушедших известных людей. Как рассказывает г-жа Чаленко, эта технология дает возможность завершить работу в том случае, если актер или актриса, имеющие высокие зрительские рейтинги, умирает в процессе съемок. Их образы используют либо для того, чтобы аккуратно вывести их из киноистории, подстроив сценическую смерть, либо дать возможность зрителям видеть знакомые лица и дальше.

К примеру, после смерти звезды фильма Форсаж Пола Уокера в Интернете появились сообщения о том, что трагедия не остановит создателей картины: на экранах появится и Форсаж-7, и Форсаж-8, причем герой Уокера не умрет на экране, а будет воспроизведен с помощью компьютерных технологий. Сложно сказать, насколько это этично - воскрешать звезд на экране. С одной стороны, это как ничто превозносит современные технологии и их силу, с другой - дело это очень прибыльное, и многие зрители пойдут на кино с воскрешенной звездой, как на веселый аттракцион.

С тем, что главное в технологиях - материальные соображения, согласился в разговоре с НИ и редактор журнала Искусство кино Даниил Дондурей: Одним из важных пространств для конкуренции являются как раз технологии. Зачастую в выигрыше тот, у кого лучше картинка, больше хитроумных эффектов и т.д. И это пространство для конкуренции ради денег.

Но представим, что современные российские кинематографисты задумают оживить, например, Сергея Бодрова или Андрея Панина. От шквала непонимания такой режиссер не отделается до конца своих дней, и это актуально не только для России. Эксперты верят, что зритель, желая получить от кино духовную пользу, ждет от происходящего на экране подлинности и возможности верить в актерскую игру, а не подделки.

Конечно, новые технологии вытесняют традиционные не потому, что отвергают их суть, их философский и духовный смысл, но потому, что предоставляют мастерам разных сфер искусства новые широкие возможности. В этой связи стоит вспомнить родоначальника жанра металлических трансформеров - Терминатора, или поражающий воображение не только детей, но и взрослых первый спилберговский Парк Юрского периода, или виртуозно созданный мир Аватара, сюжет которого, кстати, основан именно на технологии захвата движения.

Но ключевым все-таки должно оставаться слово искусство. Если режиссер талантливый, ему есть что сказать, то никакие спецэффекты фильму не навредят, - говорит документалист Вячеслав Михайлов. - Если же фильм пустой, то улучшить его современными технологиями уже не получится.

Визуальные эффекты - это не только блокбастер, боевик, стрельба, погони и взрывы, - прокомментировал НИ ситуацию в кино Александр Горохов, директор компании CGF LLC, крупнейшей студии по созданию визуальных эффектов в России. - Один из любимейших наших проектов - Географ глобус пропил (лучший фильм 2013 года по версии Российской академии кинематографических искусств Ника. - НИ). Чтобы создать опасность при сплаве, мы подключили компьютерную графику. Вот пример жанровой истории, где есть место спецэффектам. Как только начнут понимать, что спецэффекты - отличный инструмент для улучшения зрительского восприятия, мы сможем построить гигантские по масштабу города, миры - то, что невозможно сделать руками. Сергей Февралев для фильма Орда Андрея Прошкина построил макет, гениальнейшую декорацию, но она маленькая.Столица Золотой Орды Сарай-Бату была многомиллионным городом. И мы на компьютерах сделали этот город огромным. Строили вширь, ввысь, получилось очень хорошо. Для Тодоровского в сериале Ладога мы провели Дорогу жизни, построили самолеты, увеличивали количество грузовиков, делали караваны, чистый снег и Ленинград 1942 года... В Оттепели воссоздали площадь Маяковского. Там во время съемок все было застроено заборами, лесами, висело много рекламы. А нужна была Москва 1960-х. А сам художник Сергей Февралев, лауреат чуть ли не всех российских кинопремий, сказал НИ: У меня к компьютеру отношение сложное. Это хорошее подспорье любому художественному фильму, но только если оно в умелых руках. Современная компьютерная реальность - это уже некая языковая система, стилистика. Вокруг мир совершенно иной, хоть и появилась тенденция делать все как можно более реалистично. Для фильма Орда Андрей Прошкин придумал такую концепцию работы с компьютером: использовать его в самых незаметных местах, чтобы не было понятно, что это графика, чтобы это казалось правдой. Графика не бросалась в глаза.

По словам нашего собеседника, европейские кинематографисты сейчас возвращаются к макетированию - потому что мир в цвете намного богаче. Если вы рисуете купол церкви, то видите, как в этом куполе отражается все: блик от неба, земли, фасада здания, белое оно или краснокаменное, - говорит г-н Февралев. - Не думаю, что работающий с компьютером вспомнит об этом, а так вся гамма воспроизводится естественным путем. Компьютер не работает с тонкими материями, не показывает природу трагической, надломленной... Мне, как художнику, безумно интересно работать с компьютером, но пока что, на данном техническом этапе, я предпочитаю живую работу.

Если любой зритель без труда сможет назвать несколько образцов высокотехнологичного массового кино (те же Сталинград, Обитаемый остров, Утомленные солнцем-2 и так далее), то примеры использования современных технологий для создания авторского, фестивального кино в российском кинематографе найти практически невозможно. Спишем это на традиционность отечественного кино, где столпами по-прежнему считаются актерская игра и качество сценария, на то, что не бюджет, а талант определяет качество фильма. Ведь не зря при небывалом расцвете технологий современные российские режиссеры попадают на мировые фестивали даже с фильмами, снятыми на обычный цифровой фотоаппарат, как это сделали Рената Литвинова (Последняя сказка Риты) и Ангелина Никонова (Портрет в сумерках). А известный режиссер Сергей Соловьев на вопрос НИ о новых кинотехнологиях и вовсе ответил: Да какие технологии?! Две шестеренки - вот и все ваши технологии.

Безусловно, минусом увлечения компьютерами в кино можно назвать снижение интеллектуального уровня фильмов для массового зрителя. Массовое уже давно воспринимается как низкопробное, но вспомним, что когда-то, в не столь давние времена массовыми фильмами считались и Я шагаю по Москве, и Берегись автомобиля. Простой фильм снять гораздо тяжелее, - уверен режиссер-документалист Вячеслав Михайлов. - Сейчас в большинстве фильмов сплошной экшн, который заменяет разговоры между героями, какие, например, были в Июльском дожде, в Заставе Ильича. Сегодня эти фильмы считаются чуть ли не артхаусом, а тогда на эти картины шел массовый зритель. Раньше обсуждали проблемы, поднятые в картинах, разговаривали о том, как снято, как сделано, что сказано, а сейчас, кроме того, какой у фильма бюджет, часто и говорить-то не о чем. Ныне Федор Бондарчук, Тимур Бекмамбетов увлечены созданием у нас голливудского формата. А кстати, Сергей Бондарчук снял свою Войну и мир - выдающийся фильм с грандиозными батальными сценами - без всяких спецэффектов и дорисовок.

Однако надо сказать, что уже есть и общепризнанные примеры удачного использования новых технологий. Например, фильм Вима Вендерса Пина - о немецком хореографе Пине Бауш, снятом в формате 3D. Трехмерность в этой картине, считает кинокритик Плахов, играет совсем не формальную роль, усиливая эффект присутствия искусства.

Евгения ТЮЛЬКИНА

x