Анна Табанина

Классика аниме: Принцесса Мононоке

Япония XV века. На маленькую деревню племени эмиси внезапно нападает огромный разъяренный кабан лесное божество, превратившееся в демона. Сын вождя племени Аситака убивает кабана, но во время сражения демон кусает его и впрыскивает свой яд. Осмотрев изъеденную жидкостью руку, знахарка определяет, что юноша обречен людская медицина против демонического проклятия бессильна. Чтобы с толком использовать остаток жизни, Аситака покидает деревню и устремляется по следам кабана. Он хочет определить, что заставило божество взбеситься, и узнать, не грозят ли его деревне новые нападения. Вскоре поиски приводят воина в поселение сталеваров-оружейников под началом госпожи Эбоси. Чтобы плавить металл, сталевары вырубают лес, и это навлекает на них гнев лесных божеств, которых возглавляют богиня-волчица Моро и ее человеческая приемная дочь Сан.

Кадр из аниме-фильма "Принцесса Мононоке"

В американском дубляже Принцессы ее главных героев озвучили Билли Крудап (Аситака), Клэр Дэйнс (Сан), Минни Драйвер (госпожа Эбоси), Билли Боб Торнтон (монах-шпион Дзико-бо) и Джиллиан Андерсон (волчица Моро)

Когда после выхода Навсикаи из Долины ветров ее режиссер Хаяо Миядзаки решал, какую ленту он нарисует следующей, среди рассматривавшихся им проектов была японская вариация на тему Красавицы и Чудовища, где Чудовищем был не проклятый принц, а зловещий лесной дух, мононоке по-японски. Дальше сюжетных набросков дело тогда не пошло, но Миядзаки запомнил эту идею. В течение следующих лет после множества сценарных итераций постановщик превратил ее в эпическую мистико-историческую повесть о противостоянии людей и лесных духов, в которой на стороне монстров сражается человеческая девушка, с младенчества воспитанная волками. Так появилась на свет вышедшая в 1997 году Принцесса Мононоке возможно, лучшая из когда-либо созданных японскими аниматорами лент.

Кадр из аниме-фильма "Принцесса Мононоке"

Волчицу Моро в фильме озвучил известный японский актер-трансвестит Акихиро Мива, чей голос мало похож на женский. Это было спорное решение Миядзаки, не поддержанное в иностранных дубляжах Принцессы. В них эту роль обычно озвучивали актрисы

Что делает Принцессу Мононоке шедевром? Проще написать, какие у нее слабые места. Потому что у фильма всего один недостаток его глубокая погруженность в японскую историю и мифологию, которая может отвратить ленивых и нелюбопытных зрителей из других стран. Правда, университетский диплом для понимания картины не требуется, и она сама объясняет все самое важное, что нужно знать зрителям. Ведь даже в Японии далеко не все представляют себе, что творилось в стране в XV веке, поскольку этот хаотичный период, в отличие от позднейших и предшествующих эпох, редко освещается в японских фильмах, книгах и сериалах. Кроме того, в Принцессе немало откровенного исторического вымысла. Так, генетически и лингвистически отличавшееся от японцев племя эмиси, родственное населявшим Курилы айнам, было уничтожено или ассимилировано за несколько столетий до начала действия ленты. Но все же тем, кто совсем ничего не знает о японском прошлом и путает императоров с сёгунами, лучше сперва слегка подучиться. Поверьте, Принцесса того стоит.

Кадр из аниме-фильма "Принцесса Мононоке"

Картина обошлась в рекордные для японского кино 2,35 миллиарда иен (23,5 миллиона долларов) и собрала в японском прокате столь же рекордные 14,5 миллиарда иен (145 миллионов долларов). Несколько месяцев спустя этот рекорд был побит Титаником

Главной темой картины часто называют призыв к защите окружающей среды. Однако это чрезвычайно упрощенное понимание ленты, далекой от прекраснодушной примитивности не только Аватара и Долины папоротников, но и Навсикаи. В реальности Принцесса глубокое и трагическое осознание того, что бывают неизбежные войны и неразрешимые конфликты. Обычно кино (тем более семейная анимация) учит зрителей, что у любого конфликта есть мирное решение и что тот, кто начинает войну, бесспорный злодей. Но кто злодей в Принцессе? Божественным животным не в чем себя упрекнуть, потому что они защищают родные леса от захватчиков-людей. Но и люди по-своему правы. Ведь госпожа Эбоси возглавляет поселение, где живут беглые крестьяне, бывшие проститутки, рабыни из гаремов и даже больные проказой. Она дает надежду людям, которым в Японии XV века было не на что надеяться, и ее сталевары живут счастливее многих их современников. Но лишь до тех пор, пока они продолжают вырубать лес и добывать горную руду. Они не могут остановиться, потому что это привело бы к их разорению и смерти.

Читать далее


x