Казалось бы, система Станиславского театральное явление, к кинематографу применимое не вполне. Ведь одно дело отыграть в образе трехчасовый спектакль, и совсем другое продержаться в нем полный съемочный день. Но, несмотря на очевидные различия между театром и важнейшим из искусств, этот метод актерской техники (называемый на Западе просто методом или системой) имеет преданных поклонников среди многих кинозвезд не зря Международный московский кинофестиваль ввел спецприз Верю имени Станиславского, которым за последние годы были среди прочих награждены Джек Николсон, Харви Кейтель, Мерил Стрип и Жерар Депардье. Мы решили разобраться, как метод работает в Голливуде и кем из тамошних суперстарс Константин Сергеевич мог бы по-настоящему гордиться.
Начнем с анекдота. О съемках фильма Марафонец, в котором сошлись Лоуренс Оливье и Дастин Хоффман, рассказывают следующую историю. Хоффман, всецело веривший в систему Станиславского, должен был сыграть человека в бегах и подошел к роли бездомного весьма ответственно: перестал мыться, бриться и нормально питаться, не спал по несколько дней, а собственную одежду порвал и заносил до такого состояния, что Оливье однажды не выдержал и поинтересовался, к чему такие жертвы. Услышав, что Дастин пытается как можно глубже вжиться в роль, мэтр усмехнулся: Попробуйте сыграть, молодой человек, это куда проще.
Фото со съемочной площадки фильма "Марафонец"
Неизвестно, что ответил Хоффман, получивший в итоге вожделенный Оскар, но в своем подходе он точно не одинок: давая интервью после громких премьер, голливудские небожители часто признаются, что Работа актера над собой Станиславского является их настольной книгой. Снобизм театральных актеров, частенько свысока поплевывающих на своих киноколлег (так, например, относился герой Эдварда Нортона к Майклу Китону в Бердмэне Алехандро Гонсалеса Иньярриту), не вполне оправдан уже хотя бы потому, что у многих режиссеров внедрение метода на съемочной площадке носит обязательный характер. Именитые постановщики заинтересованы в максимально правдивом отображении сценарных событий на экране как никто другой, и потому готовы добиваться нужного эффекта всеми правдами и неправдами. Подобными замашками были известны, например, Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик. Об их суровых методах пойдет речь ниже, а пока что вспомним тех, кто принял принципы Станиславского добровольно.
Собственно, доводить себя на сцене до требуемых эмоциональных состояний актеры пытались еще тысячи лет назад (известен случай актрисы, которая, оплакивая своего брата в Электре Софокла, не выпускала из рук урну с прахом собственного сына). Станиславский лишь доходчиво сформулировал, какими способами этого эффекта можно достигнуть. Многие актеры в рамках подготовки к съемкам ходят в качалку, набирают и сбрасывают десятки килограммов, ставят себе акцент, учатся танцам, фокусам и другим красивым телодвижениям но это, так сказать, лишь внешняя оболочка роли, ее костюм. Для большей убедительности ответственному лицедею приходится проделать еще и психологическую работу над собой, что гораздо сложнее. Кому-то, по примеру софокловской актрисы, для убедительного перформанса достаточно отыскать в памяти похожий случай из собственного прошлого и добиться настоящих эмоций (так, Джек Николсон на съемках Сияния легко приходил в состояние злобы, вспоминая ссоры с бывшей женой). А кто-то идет ва-банк, как Хоффман, решивший не только выстроить роль, но еще и смоделировать обстоятельства. Когда живешь в этих обстоятельствах неделями, не вылезая из чужой шкуры, то уверенней чувствуешь себя на съемках: если другие актеры включаются в процесс только после команды мотор!, то тот, кто работает по системе, пребывает онлайн постоянно. В идеале ему нет нужды даже сколько-нибудь притворяться, поскольку после долгой и тщательной подготовки он уже в некотором роде и есть тот самый человек, которого требуется изобразить.
Фото со съемочной площадки фильма "Сияние"
Например, Том Круз, играя киллера в Соучастнике, начал с того, что надел парик, переоделся в работника почтовой службы и занялся развозом посылок так был приобретен полезный навык растворения в толпе. Научившись рассеивать внимание собеседников, Круз дошел до того, что уже намеренно подсаживался к незнакомым людям в кафе, трепался с ними о разной ерунде и по-прежнему оставался неузнанным! С оружием же он научился обращаться так, что, если бы не холостые заряды, с которыми приходилось работать на съемках, мог бы перестрелять полную комнату людей за три секунды.
Читать далее