Анна Табанина

Кинословарь: музыка для экрана

Большинство людей не считают музыку в кино чем-то очень важным. Действительно, в 90% случаев это просто безликие инструментальные куски, вставленные для создания настроения, и обращают на такую музыку внимание лишь тогда, когда она слишком уж назойлива. Но те мелодии, что приходятся на оставшиеся 10%, крепко западают в память и остаются в зрительском сердце навсегда. Звездные войны, Индиана Джонс, Однажды в Америке, Джентльмены удачи любой зритель моложе пятидесяти может навскидку просвистеть основные музыкальные темы из этих лент. Как же создается музыка для фильмов, откуда растут корни этой традиции и какими умениями надо обладать, чтобы стать кинокомпозитором? Об этом новый выпуск Кинословаря.

Стандартный кинофильм длится полтора часа. Кинокомпозиторам обычно заказывают столько музыки, чтобы можно было покрыть ею половину саундтрека то есть около 40-50 минут. На все это дается от двух недель до двух месяцев, в зависимости от того, сколько времени остается до релиза ленты.

Чаще всего работа композитора начинается с того, что режиссер приглашает его в монтажную и показывает черновую склейку своей ленты. Мне нужна тревожная музыка вот от этого места до этого, говорит постановщик. С особым драматическим акцентом на том моменте, где герой находит под кроватью чужой носок 60-го размера и обо всем догадывается. Композитор слушает и делает пометки в блокноте. Расстановка границ будущих мелодий называется споттингом получив исчерпывающие инструкции, композитору остается только сочинить нечто укладывающееся в определенные режиссером временные рамки. Это на самом деле не так уж просто кто писал музыку для кино, тот постоянно помнит и о прокрустовом ложе, и о дамокловом мече поэтому, чтобы не выйти за границы, многие авторы пользуются специальными формулами или компьютерными программами, помогающими рассчитать темпоритм. Уже написанная мелодия, не вмещающаяся в отведенное ей окно, может быть ускорена или замедлена.

Есть и другой способ написания музыки к фильмам: композитору просто дают прочитать сценарий или посмотреть раскадровки, и, вдохновившись этими материалами, он пишет мелодии. Такой способ многим сочинителям нравится гораздо больше, ведь он дает пространство для творчества и дополнительное время на выполнение задания (автору музыки не нужно ждать, пока фильм будет снят и смонтирован, так что к работе он может приступать еще до старта съемок так, например, Ханс Циммер писал музыку к фильму Начало). Постановщик же по итогу получает более универсальное и самостоятельное произведение, которое не привязано к конкретной сцене и теоретически способно прозвучать в любом месте фильма.

Третий способ, требующий написания музыки ДО того, как начинаются съемки, обусловлен тем, что режиссеру по какой-то причине нужно, чтобы картинка на экране резонировала с мелодией (то есть музыка звучит не за кадром, а в той реальности, в которой живут герои фильма). Если персонаж на экране поет значит, в момент съемок соответствующей сцены песня должна проигрываться на съемочной площадке, ведь без этой фанеры он просто не попадет губами в строчки. (Таким образом, можно сказать, что Леонид Гайдай, вставляя в свои комедии музыкальные номера типа Песни про зайцев, по сути, снимал клипы на уже готовые хиты.) Также очевидно, что если герой пляшет по клавишам электронного пианино, как Том Хэнкс в фильме Большой, то его движения как минимум должны соответствовать извлекаемым звукам. Похожий принцип исповедуется в анимации: музыкально-концертные выпуски мультсериала Том и Джерри рисовались, отталкиваясь от уже готовых классических мелодий, ведь гораздо проще сочинить подходящий видеоряд к знаменитому произведению, чем пытаться ломать классику под требования видеоряда.

Читать далее


x