Продюсер Игорь Угольников работает в жанре сколь сложном для постановки, столь же и в современном российском контексте не утрачивающем актуальности военно-историческом кино. Два проекта Угольникова рассказывали об узловых эпизодах Великой Отечественной нападении Германии на СССР (В июне 1941-го) и героической обороне Брестской крепости. Его последний фильм Батальонъ перенес на экран события Первой мировой войны, почти забытой российскими авторами. Угольников рассказал Ленте.ру о своем будущем проекте, посвященном революционным событиям 1917 года, о тенденции снимать картины к юбилеям и о том, что он не имеет отношения к военному фильму Единичка, на афише которого ссылаются на него.
Лента.ру: Фильм Батальонъ, автором идеи и продюсером которого вы являетесь, получает призы на российских и международных фестивалях. Как вы оцениваете его прокатные перспективы и возможности проката международного?
Угольников:9-го мая в день Великой Победы мы все ощутили огромный патриотический подъем. Люди нуждаются в возвращении исторической и духовной памяти памяти о победах наших дедов, о мужестве и крепости нашего народа. Фильмов о Первой мировой войне в России практически не снималось. Для нашей страны эта война окончилась позорным Брестским миром, поэтому многое умалчивалось. Наш фильм был по достоинству оценен на высшем государственном уровне: министр культуры Владимир Мединский лично приехал на съемочную площадку в Питер в первый съемочный день разбить тарелку по нашей кинематографической традиции. Он же представлял картину на европейской премьере в Белграде. Особая честь для нас положительная оценка Батальона, которую дал президент Владимир Путин, посмотрев наш фильм. Но главное оценка российского зрителя, пришедшего в кинотеатры. Что касается международного проката, то думаю, что в связи с последними геополитическими противоречиями, за рубежом картину будут смотреть напряженно, но с интересом. И этот интерес уже проявляется. Совсем недавно американцы удостоили Батальонъ высокой награды на международном кинофестивале The Honolulu Film Awards. Для меня было приятно осознать, что искусство в данном случае победило политические разногласия. Это дает надежду на международный прокат нашего фильма.
Кадр из фильма Батальонъ Фото: Е. Таран / официальный сайт фильма Батальонъ
К 70-летию Победы на киноэкран вышли картины военно-патриотической тематики: Битва за Севастополь, А зори здесь тихие, Дорога на Берлин, скоро выйдет фильм Единичка. Как вы оцениваете тенденцию выпуска фильмов к знаменательным датам?
Тенденция для нас вполне органичная и нужная. Мне не хотелось бы сейчас разбирать качество картин моих коллег и товарищей. На мой взгляд, главное, чтобы они оправдали ожидания тех, для кого сняты. В последнее время доверие российского зрителя к отечественным фильмам вообще и к фильмам о Великой Отечественной возрастает, и это не может не радовать. Но нужно быть правдивым перед собой и перед зрителем, для которого ты делаешь кино. Тема той священной для всех нас войны не предполагает вольностей. Мы воспитаны на лучших традициях советского кино о Великой Отечественной и отступать от них не имеем права.
Кадр из фильма Брестская крепость
Насколько можно понять, после Брестской крепости вы вновь приложили руку к созданию картины о Великой Отечественной. На этот раз Единичка. Вы опять поставите своих героев перед сложным выбором? На этот раз речь идет о жизни детей
К этому фильму я не прилагал ни руку, ни сердце, и не имею к нему никакого отношения. Действительно, на рекламном плакате фильма Единичка указан, насколько я знаю, слоган от создателей "Брестской крепости". Картину сделал мой товарищ продюсер Рубен Дишдишян, который вместе с белорусскими коллегами помогал мне при создании Брестской крепости. Как понимаю, данный слоган нужен ему и прокатчикам для привлечения внимания зрителя. С одной стороны, мне приятен тот факт, что фильм Брестская крепость уже стал брендом, определяющим качество военного кино. С другой стороны, думаю, что данный слоган налагает серьезную ответственность на тех, кто им пользуется, ведь речь идет о всех создателях Брестской крепости, и прежде всего обо мне, авторе и генеральном продюсере фильма, и режиссере Александре Котте. Я буду рад, если слоган поможет Рубену, но, повторюсь, качество фильма моего коллеги обсуждать не стану.
Просочилась информация, что вы готовите фильм о Ленине и событиях 1917 года. Это так?
Это правда. Я не могу раскрывать все аспекты подготовки фильма. Скажу лишь, что сейчас мы углубились в исторические документы того времени, пишем сценарий. Мы работаем с архивами, целиком и полностью отдавая себе отчет в том, что тема, к которой не притрагивались кинематографисты вот уже много десятилетий, требует крайне взвешенного и аккуратного отношения. Ведь миф о любимом вожде создавался так долго, что к развенчанию его сейчас никто не готов. Но перед нами нет такой цели мы хотим показать лишь правду о Февральской революции и об октябрьском перевороте, о последовавших за ними событиях, приведших к Гражданской войне. О событиях, потрясших не только нашу страну, но и повернувших ход мировой истории. Достоверность и уважение к историческим фактам будет соблюдена так же, как и во всех наших кинопроектах.