Анна Табанина

"Горюновым" по патриотизму

Как телевидение дискредитирует российских подводников.

Сериал Горюнов представляли как настоящий фильм о настоящих мужчинах-подводниках. Главный герой - командир атомной многоцелевой подводной лодки капитан первого ранга Горюнов в исполнении актера Максима Аверина, примечательного брутальной лысиной и голливудской улыбкой, памятными по его главной роли в ментовском сериале Глухарь.

Более безграмотной поделки в стиле, когда-то принятом на Западе а ля рюс и а ля мюжик, трудно представить.

Безграмотность постановщиков сериала сквозит буквально в каждом кадре. Снимая фильм о подводниках, они не удосужились даже вспомнить из школьных уроков физики свойств воды. В одном из эпизодов члены экипажа субмарины, стоящие на вахте, забрасывают подводных диверсантов банками консервов. Те всплывают и кричат, что им больно... Ну, не может банка консервов, даже с печенью живущей в море трески, брошенная в воду, причинить минимально ощутимой боли человеку, плывущему даже на глубине полметра - а боевые пловцы идут под водой, понятно, несколько глубже. Да и нет у них демаскирующих признаков вроде фонтанов воздушных пузырей. Впрочем, пузыри были в годах шестидесятых. Тогда вопрос: а какое время показано в кино под Новый 2014-й год? Хохмы периода застоя, лодка - середины восьмидесятых, а подводные ситуации -из времен почти нынешних.

Какой-то жуткий коктейль минувших пятидесяти лет, в котором личный состав подводного флота представлен сборищем пьяниц, нерях в одежде и облике, обычных бандюг и полных дебилов, причем, дебилизм выражен тем сильнее, чем выше воинское звание телеперсонажа.

Настоящий командир настоящей атомной подводной лодки никогда не позволит себе шляться - именно шляться - по своей субмарине, как это делал в сериале Горюнов, тем более сидеть на своем командирском месте в центральном посту в окружении дежурных офицеров в одной лишь мятой тельняшке. Подводникам разрешается отпускать бороды. А вот постоянно ходить на службу просто небритым, как мент Глухарев, это уже за пределами флотской морали. Создатели сериала утверждают, что актер Аверин несколько месяцев провел на борту настоящей атомной подлодки, вживаясь в роль. Почему же он так и не научился носить офицерский мундир, который на нем сидел, извините, как кавалерийское седло на дойной корове?

И еще: настоящий командир боевого корабля никогда не позволит себе орать на подчиненных, кидаться с кулаками на старших офицеров, бить сослуживцев лысиной в челюсть, несанкционированно пускать боевые ракеты. Вообще - не позволит ничего, что для мента Глухарева было, наверное, в порядке вещей.

Для кого и для чего снимали эту фильму? Все, кто служил на флоте, и необязательно подводном, высказались о сериале Горюнов крайне негативно. А интернет-форумы подводников буквально вскипели от возмущения увиденным. Достаточно привести несколько высказываний, чтобы оценить зрительский успех предновогоднего сериала. Имена комментаторов называть не стану, хотя многие даже не скрывались за никами, а представлялись полностью: фамилия, имя, отчество, воинское звание. Среди них и капитаны первого ранга, и бывшие матросы, и гражданские специалисты, работавшие или работающие на Военно-морской флот.

Вот их точка зрения: Большего дерьма, чем это кино я не видел. Такое впечатление, что снимали полные идиоты. Это не экипаж подводной лодки, кстати, непонятно какой, а банда социально опасных уродов, которых даже близко нельзя к железу подпускать, их законное место - дурдом.

Поставил фильму школьную оценку: кол! Генерала с красными лампасами и погонами называют адмиралом, у контр-адмирала на рукавах тужурки нашивки адмирала. Командир показан параноиком, замполит - идиотом, старпом - просто дурак... Как это они такой сложной махиной управляют? А когда капитана 1-го ранга сажают на гауптвахту - это высший пилотаж дилетантизма режиссеров-постановщиков.

Оскорбительный фильм для всех подводников. Его создатели не знают действительности, даже в мелочах наделали массу ошибок. Командиром АПЛ такой психопат, каким показан Горюнов, никогда не сможет стать! Атаманом шайки разбойников, не более того.

Прослужил 22 года на Северном флоте, в том числе в Полярном, Гаджиево, Оленьей, Гремихе. Авторы фильма оболгали героический образ флотского офицера и ВМФ в целом. Фильм - антипатриотичный, фильм - провокация, фильм - диверсия. Жаль, что нет на его авторов Лаврентия Павловича Берия.

Прослужил в ВМФ 27 лет. Капитан первого ранга в отставке. Горюнов - сборище каких-то кретинов и бред сумасшедшего. Небритый хамоватый герой сериала еще и Герой России, который постоянно теряет свою награду, или вместо Звезды цепляет на мундир какой-то орден. Ничего кроме отвращения фильм не вызвал. Каких патриотов воспитает этот шедевр? Предлагаю подать в суд на авторов картины.

На кого рассчитан фильм? Какой там на фиг флот, патриотизм, гордость за страну, воспитание защитников Отечества? Для постановщиков главное было - бабло срубить, и чем больше - тем лучше.

Смотрел 2-3 раза по 2-3 минуты. Отстой полный. Это не командир, а чмо. Сериал может и интересен тем, кто море видел, купаясь в курортных водах Турции, но не тем, кто имел или имеет хоть какое-то отношение к флотской службе. Обидно, что в нашей стране можно так прилюдно и безнаказанно позорить Военно-морской флот России.

Но есть и другие точки зрения.

А мне и многим друзьям, которые, кстати, служили именно в Североморске, фильм понравился! Многое, конечно, не стыкуется по технической части, но это фильм - художественный, а не документальный. Многое в фильме не так и не о том, но высших командиров - дебилов и придурков в настоящей жизни флота хватает, ведь многие из них никогда не ходили в море, и получили звезды и звания по блату. В этом фильме очень здорово показали, что есть честь у русских офицеров, такие, как Горюнов - и есть наш Русский Флот!!! Молодцы! Так держать! Спасибо всей съемочной группе!!!.

Однако на всех форумах доминировало все-таки негативное мнение: Большей порнографии, чем этот фильм, не видел. Полная дискредитация Северного флота, да и всего ВМФ. Считаю, командование флота должно подать в суд иск о защите чести и достоинства.

Вряд ли кто-то будет подавать в суд на телевизионщиков. Впрочем, если бы постановщики Горюнова прочитали все отзывы о себе, любимых, им бы впору было от стыда хотя бы покраснеть. Этого не случится. В своей среде они слывут людьми успешными, так как умеют получить на любые сумасбродные проекты немалые бюджеты - и с выгодой для себя их освоить.

Кто и для чего снимает фильмы, подобные Горюнову? Ответ с одной стороны прост, а с другой - не очень.

Сейчас в кинопроизводстве доминируют люди, пришедшие и утвердившиеся в конце девяностых, а зачастую - уже в новом веке. Многие - из рекламного бизнеса, поэтому нынешние постановки и отличает клиповый китч, присущий рекламным роликам. Для большинства нынешних кинодеятелей, включая даже носящих именитые фамилии и лауреатов всевозможных премий, объединяющей чертой стал непрофессионализм. Именно киношный непрофессионализм. Он оказался лишним в той среде, где сейчас варятся и пекутся телесериалы и даже кино для большого экрана.

Их кредо - Пипл все схавает. И чем примитивнее - тем лучше. Действительно, усилиями отечественных средств массовой информации, прежде всего - телевидения, воспитана немалая аудитория, просто неспособная мыслить и рассуждать. Ей пальчик покажи, пошевели им, и она впадет в экстаз, рейтинги зашкалят.

Кино стало продюсерским. Тот, кто дает деньги, все и решает. А российские кинопродюсеры в подавляющем большинстве люди просто безграмотные, хотя кто-то из них имеет даже высшее образование. К тому же, деньги они дают не из своего кармана. Научились доить и госбюджет, и всевозможных спонсоров. В советское время ни один фильм на профессиональную тему - об армии, милиции, промышленном производстве или сельском хозяйстве - нельзя было снять без обязательной консультации со специалистом. И ляпы практически отсутствовали. Сейчас профессиональным консультантам на съемочные площадки дорога закрыта. И не только потому, что денег жаль платить. Просто при создании продюсерской картины разве может быть кто-то умнее продюсера?

Следом за Горюновым, уже в новом году, нам показали не менее глупый сериал про ФСБ: Операция Кукловод. Консультантов там и близко не стояло, поэтому, если судить по картине, в Федеральной службе безопасности на оперативной работе находятся полные дилетанты, не умеющие ни стрелять, ни следить за врагом, ни делать логических выводов из очевидных вещей. Они способны лишь достать удостоверение и сурово сказать: Я из ФСБ!. И все им, конечно, тут же повинуются, проблемы решаются при виде корочки сами собой. Элитная спецгруппа, показанная в картине - это сборище инфантильных переростков, вроде как дослужившихся до майорских званий, но продолжающих играть в детскую войнушку. В отличие от флотских, фээсбэшники на Кукловода никак не среагировали. Наверное, привыкли к своим образам в отечественном кинематографе минувших двадцати лет...

Однако отсутствие кинопрофессионалов и консультантов, помноженное на жажду наживы, - лишь лицевая сторона медали. Есть и обратная. И относится она к идеологической войне, которая никуда не делась и вовсе не так называемая, как кажется многим.

Эта война реальна, и она идет против России с еще большим накалом, чем против Советского Союза.

Не только в СССР образы врагов в кино старались показать как можно более уничижительно. В США этим грешили в гораздо более крупных масштабах. До восьмидесятых годов ХХ века советских военных допускалось изображать исключительно как необузданных зверей в человеческом обличье - именно таких, каким показан каперанг Горюнов. Зато своих вооруженных защитников демократии и американских ценностей обязательно выставляли красивыми героями без страха и упрека.

Не такие уж и наивные доморощенные идеологи еще в годы горбачевской перестройки начали вдалбливать в головы соотечественников, что существовала лишь советская пропаганда, что это советские художники жили и творили в условиях жесткой и даже жестокой цензуры, а за океаном было полное творческое самовыражение и свобода показывать все, что угодно. Кому-то ведь и вдолбили.

Между тем, в США пропаганда собственных ценностей не только щедро финансировалась, но и была под постоянным государственным контролем. Голливуд очень оперативно и с большим пониманием откликался на вызовы времени. При переходе с обязательного призыва на контрактную службу было выпущено множество откровенных пропагандистских киноподелок. Но было снято немало и очень качественных художественных фильмов.

Когда потребовалось привлечь молодых парней в ВМС и, прежде всего, в морскую авиацию, на экраны вышел великолепный Топ ган. Янки в нем воюют с нашими истребителями МиГ, показано так, что даже симпатии советских зрителей были на стороне лучших воздушных стрелков из знаменитой летной школы Топ ган.

В США, в отличие от СССР и России, потратили многие сотни миллионов, а может быть и миллиардов долларов на показ в художественном кино чисто технических характеристик своей военной техники. Мир должен знать, что американское оружие - лучшее в мире. А свой налогоплательщик - то, что его деньги не потрачены министром обороны на себя и свою боевую подругу, а вложены в создание самого современного вооружения.

Старый уже фильм Огненные птицы - вроде бы о борьбе армии США с наркобаронами Южной Америки, но фактически, это прославление начавшего поступать тогда на вооружение вертолета Апач. А в скольких картинах по-настоящему играли самолеты-невидимки? Сколько раз показывалась мощь авианосного флота? Ничего похожего у нас не было и нет, если не считать давнего опыта с фильмом Черная акула, который так и не получил логического продолжения.

Продюсерам качественный показ красивой военной техники, сделанной в России, и красивых защитников Отечества просто неинтересен. Впрочем, есть печальный нюанс. Патриотическая тема сразу станет интересной и горячо любимой, когда государство выделит под такую пропаганду солидные бюджеты. Тут к госкормушке, топча друг друга, ломанутся все креативные и очень сейчас либеральные кинодеятели. И завалят нас кинокомиксами, в которых настоящего искусства и настоящей правды будет ноль, а вот развесистой и патриотической клюквы - море.

С момента начала широкой гласности, то есть за почти тридцать лет, в нашем государстве создана и отлажена пропагандистская машина, где доминирует не только антирусский, но и антигосударственный менталитет творческой интеллигенции.

То, что противоестественно и невозможно ни в какой другой стране, оказалось вполне приемлемым для России. Поэтому-то создатели Горюнова искренне уверены, что показывают настоящую жизнь настоящего флота таковой, какова она на самом деле. По их мнению, фильм очень патриотичен и предназначен для настоящих мужиков.

Министерство обороны сейчас пытается создать на базе своих информационных структур нечто такое, что будет способно стать пропагандистским рупором Вооруженных сил. Но, насколько известно, ключевые позиции там активно занимают люди, для которых на первом месте всегда были деньги, и только деньги. Они считаются успешными творческими людьми, так как смогли стать состоятельными даже в тяжелое для страны и армии время.

Так что высокобюджетное, желательно за государственный счет, продолжение Глухарей-Горюновых еще впереди.

И все это действо будет называться воспитанием патриотизма.

Сергей Михайлов

x