Выход российского семейного фильма целое событие на фоне многолетнего и многомиллиардного голливудского карнавала.
Выход на экраны российской новогодней антиутопической сказки Страна хороших деточек повод осмотреться на киноместности в поисках утраченного детского кино (которое вроде бы сегодня вновь финансируется государством)...
О Стране хороших деточек
Однажды во время боя курантов родители неряхи и безобразницы Сашеньки загадали: а пусть у них будет хорошая покладистая девочка, чистюля и отличница. Дед Мороз, известное дело, во время новогоднего боя часов не дремлет. Вот и появилась на пороге сталинской квартиры не совсем своя, зато благообразная, воспитанная, гладко зачесанная девочка. А непослушную растрепу на волшебном лифте отправили на перевоспитание в волшебную Страну неумолимо хороших деточек. Лишили имени и пронумеровали.
В этой стране без чипсов и конфет вышколенные круглейшие наутюженные отличники не тратят время зря на бессмысленные игры; не ябедничают, но немедленно сообщают куда надо, если кто-то кое-где В стране послушания все по расписанию. День начинается с гимна хорошей Королеве нет, самой лучшей из всех королев! Церемония забвения важнейший из уроков. Память, вообще вещь тревожная и вредная. Границы лучезарной страны непомнящих родства на невидимом замке. За порядком и дисциплиной пронумерованных деток следят остроконечные солдаты, вмиг собирающиеся-складывающиеся из часовых механизмов.
Среди прародителей этой истории и Кэрролл, и Королевство кривых зеркал, и Вовка в тридевятом царстве, и Швамбрания, и инверсия михалковского Праздника непослушания. И все же автор сценария Анна Старобинец придумала особенный сладостно-тоталитарный мир, в котором детям запрещено быть детьми. По сути, это воспитательный концлагерь, стачивающий углы индивидуальностей конвейер по производству откалиброванных, дисциплинированных жизнерадостных функций. Распорядитель, или часовщик заводного государства или часового конвейера, готический волшебник, он же полпред распрекрасной Королевы, он же сама распрекрасная Королева (Вячеслав Манучаров) сам когда-то выпал из детства. А лишенные детства мальчики вырастают в настоящих разбойников, по совместительству в мстительных государственных правителей.
Заметим, реальный мир сценаристу и режиссеру, дебютантке Ольге Каптур удается хуже. Родители Саши, ее дедушка с бабушкой выглядят глуповато, от таких родственничков впору эмигрировать хоть в какую тридесятую страну. И работе с актерами (а в фильме наряду с детьми снимаются профессионалы вроде Пеговой, Назарова, Селезневой, Грамматикова) Ольге Каптур еще предстоит учиться. При этом Страна хороших деточек пример вполне качественного продюсерского кино. Когда за относительно небольшой бюджет ($3500 000), в отсутствие блестящих афористичных диалогов (как в Вовке в тридевятом царстве)на экране возникает и одушевляется волшебный мир, который и после титров вспоминается во многих подробностях. Художники вместе с компьютерщикамисочинили прекраснодушное, желто-сиренево-голубое, расчерченное на клеточки и кружки безвоздушное выставочное пространство. К тому же важно отметить, что фильм студии Новые люди следует не только проторенным за океаном путем голливудского авантюрного блокбастера, но и лучшим традициям отечественного кино. А именно желанию вести диалог с ребенком и его родителями не по касательной: о существенных проблемах, о непростых взаимоотношениях в семье, о наших взаимных неутоленных требованиях. И премьера фильма в Пушкинском продемонстрировала, как ни странно, готовность детской аудитории внимать и разделять экранные переживания с героями вне 3D и навороченных аттракционов. Так, гляди, и к проблемному семейному кино вернемся.
О состоянии детского кино
У российского детского кино тяжелый анамнез. На протяжении многих лет картин для поколения next практически не снимали. Можно сказать, разучились. К тому же детская аудитория сегодня оккупирована, ангажирована многомиллионным голливудским аттракционом, виртуозным и изобретательным 3-4-5D-штукарством. С пеленок, с молоком наши детки впитывают оплаченную родительскими кошельками самозабвенную любовь к Джонни Деппу, Дэниелу Рэдклиффу, Хью Джекману, Тоби Магуайру и прочим замечательным парням.
А ведь были времена, когда именно детское кино и кино о детях давало путевку в профессиональную жизнь лучшим из лучших: Тарковскому (Каток и скрипка), Кончаловскому (Мальчик и голубь), Данелии и Таланкину (Сережа), Митте (Звонят, откройте дверь), Климову (Жених и Добро пожаловать...), Асановой (Не болит голова у дятла). Впрочем, какие же это детские фильмы? Это многослойное кино со своей эстетикой, философией, обращенное к самой широкой аудитории, разговаривающее на ты с современностью. Ведь за что гнобили и убивали Айболит-66 Быкова? За аллюзии, которые считывало взрослое поколение в подчеркнуто условной сказке с тряпичным морем. Это даже хорошо, распевали герои, что сейчас нам плохо! И песенку добрейшего из ветеринаров в исполнении Олега Ефремова подхватывала страна. По сути, это и было не детсадовское, но подлинно семейное кино, с матрицы которого люди разных возрастов по сей день считывают важную эмоциональную, содержательную информацию.
Сегодня молодые амбициозные творцы отказываются идти в песочницу, предпочитая незамутненное авторство. А может, и боятся, памятуя знаменитое Чуковско-Быковское: Кино для детей должно быть таким же, как и для взрослых, только лучше. Да и продюсеры отказываются снимать детское кино, которое априори обязано быть занимательным, зрелищным следовательно, недешевым (одни компьютерные эффекты требуют бешеных вложений). При этом отбить вложения невероятно сложно, потому что и наше доблестное ТВ детскую продукцию не привечает: рекламу в ней по закону не разместишь, а для нашего ящика реклама идол, в неустанном молении которому давно все лбы разбиты. Да и у аудитории нет привычки ходить на отечественное детско-семейное в кинотеатр. Не приучены. Опасаются (и, как правило, справедливо). В общем, замкнутый круг. Только недавно этот лед недоверия начал трещать благодаря прежде всего мультипликационной богатыриаде студии Мельница.
Не будем забывать и о контексте. Маломощные отечественные фильмы в кинотеатре конкурируют с космически продвинутыми коммерческими тяжеловесами. Почти параллельно с хорошими деточками в прокат вышла очередная часть хоббитовской трилогии Питера Джексона. На ее производство уже потрачено $561000 000. Это один из самых дорогих проектов в истории кино, по сути, объемный Хоббит-ленд. В сказочном эпосе Хоббит: Пустошь Смауга зрителя пытаются схватить гигантские пауки, напугать орки, медведь-оборотень и необъятный дракон Смауг, таящийся под тоннами сокровищ Одинокой горы. Несколько затянутое, но зрелищное кинопутешествие в мифологию Толкиена, где смешаются в общем карнавале гномы, эльфы, люди, кажется, достигает ощущения физического присутствия. Во всяком случае, мой юный сосед в 3D-очках пытался дотянуться до бабочки, которая зримо слетев с экрана, кружилась практически над нами. Ну как, скажите, конкурировать с этой мощнейшей машинерией, с распростертой во времени и пространстве выставкой достижений новейших технологий?
И тем не менее считаю необходимым поддерживать храбрость одиночных пловцов, с большим или меньшим успехом пытающихся достичь берегов универсального многосмыслового отечественного семейного кино. Без сюсюканья, соплей и притворства преобразить реальность фантазией, нащупывать интонацию и стиль в повествовании о человеке, еще не укрытом коростой цинизма, не растворенном в социуме. Всматриваться в героя, озадачиться постижением его тайны. Детство столь же многомерный многокрасочный, драматичный период жизни, как и любой другой. Это просто определенный срез в целостном понятии мироздания. Так говорил Ролан Быков, а он точно понимал, про что говорит.
Лариса Малюкова