Анна Табанина

Фильм как заявление в прокуратуру

На Кинотавре - не просто фильм, но Событие: Дурак Юрия Быкова это не столько кино, сколько обвинительный приговор. Всей стране разом.

Бригадир ремонтников Дмитрий Никитин обнаруживает в девятиэтажной общаге трещину во весь дом, ползущий фундамент и крен на десять градусов: по всем законам физики здание, как и Титаник, обречено и упадёт в любом случае в течение суток. Другой бы плюнул и пошёл спать: не его ведь район, да и живёт в общаге одна шваль. А этот дурак: забил тревогу. Заявился прямиком на юбилей мэра, которую в глаза все зовут мамой, сумел убедить собрать совещание. Все начальники, конечно, уже пьяненькие, но протрезвели быстро: на кону не просто 820 жизней, а непосредственно их, начальнические, карьеры и головы. Ведь капремонт в здании был - да вытек в одну покраску, остальное главный в карман свой забрал, ну и пожарным на взятку хватило. Если людей спасать, то их и расселять срочно нужно, а куда и без того малый бюджет давно разворован Так что, может, ну её к чёрту, эту общагу? Найти виноватых, сжечь документы, а там, глядишь, губернатор от суда отмажет, не зря же ему львиную долю отстёгивают

А жена Дмитрия сразу предупреждала: грохнут. И не добьёшься ничего, и себя, юродивый, погубишь. Там же повязаны все так, что страшно подумать!.. Там, во власти перед которой российский человек абсолютно беззащитен.

Юрий Быков уже прошлогодним Майором показал, что легкомысленный жанр его не интересует и кино он воспринимает не как развлечение, а как рупор, как средство прямого воздействия, как рычаг давления на современную нашу действительность. В Дураке он пошёл ещё дальше, обвинив во всех смертных грехах не одну полицию, но вообще всю верхушку, всю российскую вертикаль власти. И бьёт он наотмашь, уходя от метафор и проговаривая всё своими словами: и про то, почему у нас вся Госдума на курортах сидит, и про то, что план есть не только по налогам и по военкомату, но и по выборам. Я половину бюджета в области откатываю!, - бьёт по столу рукой мэр, признаваясь перед своими, что и про себя не забывала а как иначе. И другие ведь не лучше: А у кого здесь рыло чистое?.. Вся страна на взятках, - как само собой разумеющееся выводит местный олигарх, а прокурор и вовсе выдаёт формулировку, обречённую стать крылатой: Я человек русский, я не взять не могу.

Такой вот гадюшник - провинциальная мэрия, вор на воре, где все сожрать готовы друг друга. Что по сравнению с этим бытовое воровство на производстве (отец героя тоже дурак не ворует)? Что беспробудное пьянство (причём избитая жена не даёт ментам забрать пьяницу-мужа, так как тому на работу завтра, иначе опять без премии оставят)? Что ломаемая каждый вечер гуляющей молодёжью скамейка у подъезда? Пустяки, дело житейское.

А люди Давно ты о людях стала думать? - спрашивает мэра её давний знакомый. Не правильнее ли решить, что если б меньше было таких общежитий, то и мир был бы чище?..

Дурак - даже не обвинение, это приговор. Черта в котором подводится горькими, но всеми, кажется, разделяемыми словами: Никогда тут по-другому не будет. Никогда.

Конечно, Белая белая ночь тоже об этом о том, как власть имущие катком проходятся по тем, кого считают рядовым быдлом. Но при всей остроте темы речь у Салахутдиновакультурная, интеллигентная ну, словно университетский профессор пришёл в ЖЭК и стоит осторожно в углу, затолканный туда шумящими пенсионерами. Быков же расталкивает всех плечами, ногой выбивая нужную ему дверь и сразу хватая за шкирку виноватого. Сюсюкать ему не с руки он вываливает на зрителя всю правду разом. Обобщая, утрируя, сводя в один огромный ком всё-всё-всё но и добиваясь таким образом оглушительного эффекта.

Порой ему изменяет вкус (Спокойная ночь у Кино хорошая песня, но здесь она просто не к месту), порой чувство меры. Он не просто энергичен, но избыточен и там, где иному хватило бы пары предложений, он выдаёт целую речь. Не уставая раз за разом повторять одну и ту же мораль, он за одним финалом сразу предлагает второй, а затем ещё и третий всё копая эту могильную яму и копая. Он не в силах остановиться, видимо, думая, что не все ещё поняли его главную мысль и упорно добиваясь, чтобы дошло уж точно до каждого. Он бьёт и бьёт, бьёт и бьёт Но в боксе ведь так и побеждают, а кино для Юрия Быкова несомненно, отчаянный поединок с врагом, который сильнее его, страшнее и беспощаднее.

Таким и должно быть настоящее кино социальным. Не уводящим от сути, а рассказывающим о реальных проблемах. Фильм как заявление в прокуратору. На основе которого делаются выводы на местах. Только Все ж мы понимаем, что выводы эти уже в ста километрах от столицы никому не нужны, и сказал Быков подлинную правду: кардинальных изменений стране не дождаться. Можно только верить в них и по мере собственных сил хоть как-то, но бороться за светлое общее будущее. Хотя многие предпочтут успокоиться, получив лишь личное место под солнцем.

Подводя итоги 2013-го, прошлогодний председатель жюри Александр Митта в одном интервью признался (передаю смысл, а не дословно), что Майор был сильнейшим претендентом на Гран-При но появился Географ глобус пропил, и вышло так, что честнее оказалось не дать фильму Быкова ничего. Та же самая ситуация и сейчас: давать Дураку какой-либо приз, кроме главного, покажется по меньшей мере странным. Тут либо сказать твёрдое Да - и принять брошенный вызов, либо не стыдится, выдавая картине утешительную награду за сценарий. Так что в какой-то мере это вызов и лично Андрею Звягинцеву у которого, говорят, Левиафан ровно о том же.

Марков Максим

x