Анна Табанина

Федор Бондарчук озадачил Станислава Говорухина

Осенью выйдет в свет новый фильм Станислава Говорухина Конец прекрасной эпохи по рассказам Сергея Довлатова.

Режиссер озабочен тем, что смотреть его новую работу на широком экране, скорее всего, особо не будут. Сейчас совершенно другое в прокате, если ты видишь, совсем другие картины, а остальное проходит незаметно, - рассуждает Говорухин в беседе с корреспондентом портала kino-teatr.ru. Лучшие наши картины даже широко разрекламированные, как, скажем, Левиафан. Была у него и просто реклама, и реклама премиями и призами, всякими Оскарами, и такая даже антиреклама, что его где-то запретили, где-то хотят запретить. Роскошнейшая реклама и все равно провалился, то есть не смог вернуть затраты. А ведь картина хорошая.

Во всем, по мнению Говорухина, виновата публика, которая привыкла к пустым спецэффектам. Задачу воспитания умного зрителя режиссер считает первоочередной. Вот эта задача и стоит перед страной, перед обществом, перед родителями, перед руководителями государства. Этот процесс очень быстро происходит, только кажется, что долго. Хоть в положительном, хоть в отрицательном плане.

Ну вот, скажем,Адольф Гитлер застал в стране такое потерянное поколение, полную безнадегу, слабых людей. К 39-му году у него было самое мощное государство, самая сильная армия и самый сильный дух но это пример отрицательный. Но можно и положительных назвать много, когда за несколько лет делали поколение совершенно других людей. Для этого нужна пропаганда, идеология, воспитание соответствующее. Процесс не такой долгий, как кажется, но тяжелый.

Относительно наших зрителей Говорухин особых иллюзий не питает: Я же говорю, что я отношусь с большим неуважением к сегодняшнему зрителю это не мой зритель, а я не его режиссер. А уж критики тем более, они же тоже из этого поколения, как правило, достаточно неграмотные. Я отношусь с уважением к тем зрителям, которые смотрят эту картину в каком-нибудь Выборге, Ярославле, Ханты-Мансийске - у черта на куличиках. Туда приходят жители города, как правило постарше. Вот к этим зрителям я отношусь с большим уважением, на них ориентируюсь вот это мой зритель.

Говорухин объяснил, почему снял Конец прекрасной эпохи в ч/б: Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют.Они бы тоже снимали черно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры.

В актуальности прозы Довлатова и ее экранизации Говорухин не сомневается. Но я такой задачи не ставил, - говорит он. Конечно, как любой режиссер, я невольно думал об этом.Например, Федя Бондарчук посмотрел и сказал: Ну, Станислав Сергеевич, вы в тренде! Я, честно говоря, даже не знаю, что это такое. Говорю: Федя, да кто будет смотреть это кино? А он отвечает: Вы ошибаетесь, вы попали в тренд. Что это такое, я не стал выяснять (смеется).

Относительно творческих планов Говорухин предпочитает помалкивать. Никаких идей. А если нет идей, то нет и денег. Но я об этом уже боюсь говорить нынешним журналистам: в прошлый раз какой-то журналистке сказал, что чего-то пока неохота снимать никакое кино пошутил. А на следующий день мне все звонят: Что, ты больше не будешь снимать кино? Поэтому я уже помалкиваю.

У каждого режиссера и художника есть такой период, когда он на распутье: то ли вообще не снимать пока, осмотреться, подумать, нужен ли ты сегодняшнему кинематографу, то ли скрывать, то ли выдумывать. Говорить: Да, у меня есть крупный проект, связанный с классикой. Какую-нибудь ерунду наплести так, наверное, и надо разговаривать с сегодняшними журналистами.

Антон Крайний

x