120лет назад, 6января 1896года вПариже набольшом экране впервые был показан фильм братьев Луи Жан Люмьера (Louis Jean Lumire) иОгюста Луи Мари Николя Люмьера (Auguste Louis Marie Nicholas Lumire) Прибытие поезда навокзал Ла-Сьота (LArrive dun train en gare de la Ciotat).
Изобретателем движущегося изображения был Луи Жан Люмьер, аОгюст помогал ему, восновном, деньгами. Незря немецкий писатель ижурналист Хельмут Каразек (Hellmuth Karasek) говорил, что удвижущегося изображения небыло матери, нобыло два отца. Кроме технического изобретения, братьям Люмьер принадлежит инициатива регулярного показа фильмов. Часто ошибаются, говоря, что показ фильма Прибытие поезда навокзал Ла-Сьота был приурочен кпервому платному сеансу Синематографа, который был дан братьями 28декабря 1895виндийском салоне Гран-кафе набульваре Капуцинок вПариже.
Фильм, окотором идёт речь, был снят в1895году идемонстрировался десятью днями позднее первого платного сеанса. Одним изважнейших выразительных средств этого ролика стал непрерывный переход отобщего ксреднему икрупному планам при неподвижной камере.
Братья Люмьер попросили своих родственников идрузей сняться вэтом 48-секундном фильме, ина этом основании многие совершают вторую ошибку, называя ролик первым игровым фильмом.
Идея, как говорится, уже витала ввоздухе. Ещё вфеврале 1895года первооткрыватель тахископа (аппарата для проекции наэкран быстро сменяющихся картинок) Оттомар Аншютц (Ottomar Anschtz) вприсутствии 300зрителей показывал вБерлине 40видеорядов, абратья Макс иЭмиль Складановские (Max und Emil Skladanowsky) спомощью изобретенного ими биоскопа вберлинском варьете Wintergarten (Зимний сад) 1ноября того же 1895года демонстрировали движущиеся картинки сярмарки иуличные сценки, опередив, таким образом, публичный показ братьев Люмьер почти надва месяца.
Однако изображение было неустойчивым ипотому невыдержало конкуренции сСинематографом.
Модное сегодня слово ремейк также изтех лет, потому что Прибытие поезда стало первым так называемым бродячим сюжетом ине раз копировалось режиссёрами, которые создавали свои версии этой сцены наразных вокзалах. Например, Мари-Жорж-Жан Мельес (Maries-Georges-Jean Mlis) в1896году сделал две версии: Прибытие поезда навокзал Жуанвиля (Arrive dun train Gare de Joinville) иПрибытие поезда навокзал Венсанна (Arrive dun train gare de Vincennes). Анеизвестный режиссёр изстудии Мутоскоп иБайограф (American Mutoscope Biograph Co) снял свою версию под названием Прибытие тонкинского поезда, премьера которого состоялась вСША 24октября 1901года.