Весна предоставила россиянам возможность оценить сразу несколько крупных отечественных кинопроектов. Не самые призрачные шансы на любовь зрителей имеет, на наш взгляд, семейная комедия Призрак с Федором Бондарчуком и Семеном Трескуновым в главных ролях. Накануне старта проката мы встретились с режиссером Александром Войтинским и руководителем специалистов по спецэффектам Арманом Яхиным, чтобы выяснить, насколько сложно конструировать самолеты, утрясать график актеров и ходить сквозь стены.
Александр Войтинский был немедленно атакован нами самым главным вопросом, волнующим всех, кто в истории с призраками видит не только сюжеты для фильмов ужасов:
Александр, ваша картина, безусловно, вызывает в голове очень четкую аналогию фильм Джерри Цукера 1990 года Привидение. Насколько точна такая параллель? Какие еще референсы вы использовали в создании своего кино?
По поводу референсов я хочу следующее сказать. Тут ведь присутствует определенный парадокс. Темы, которые мало используются, мало освещаются в кино, к ним легко подобрать что-то схожее, что-то, что уже было до тебя. А то, что используется постоянно, просто становится жанром, общим местом, и никого не удивляет, что режиссер берется за идею, которая была реализована тысячу раз. Поэтому к Призраку и легко подобрать схожие по тематике картины, ведь тема эта очень мало исследована. Когда я садился смотреть референсы, нашел совсем немного, можно пересчитать по пальцам, буквально 5-7 фильмов с начала 80-х годов, даже о летчике-невидимке был один фильм, с Дауни-младшим был фильм о невидимках, да. Я все их пересмотрел. Их немного, фильмов про шпионов в миллион раз больше, никто же не говорит, что это повторение старого. Тема для меня очень интересна, она позволяет какие-то жизненные вопросы поставить очень остро, но в очень увлекательной форме, поэтому я подумал, что это будет здорово.
Кадр из фильма "Призрак"
К какому жанру правильнее отнести фильм? Это комедия, драма или, возможно, фантастика?
Оним словом не скажешь. Это даже не научная фантастика, у нас очень много реализма. У нас совершенно понятная ситуация возникает в кино есть авиаконструктор, есть модель самолета, которую нужно доводить до совершенства. Все как в жизни, полный реализм. А по художественному жанру это, как всегда, набор. Есть элементы комедии, драмы, трагедии человек у нас все-таки погибает и становится призраком, фантастики немного. Но в целом это очень реалистичная история про школьника, про инженера, про бабника, про историю любви. Самые обычные вещи, адресованные самому широкому зрителю.
Обычно дети являются сущим наказанием на съемочной площадке. Как вам удалость справиться со своим юным героем и актером, который его играет?
Семен очень хороший актер. Он хоть и юный совсем, но фильмография у него такая, что он скоро Федора Бондарчука догонит. И это тот удивительный случай таланта, когда на площадке с ним абсолютно нет никаких проблем, он играет сразу, и это нам приходится под него подстраиваться. Он очень умный, очень хорошо понимает историю, мы очень подробно обсудили его героя, и мне не надо ничего говорить ему, он играет с первого дубля. Если и есть какие-то поправки, то они технические совершенно. Уникальный человек! Мы когда начинали снимать, столкнулись с тем, что у Семена очень плотный график, он никак не укладывался в наши планы. Мы даже хотели взять кого-то другого, посмотрели сотни детей в разных городах, никого не нашли. Пришлось возвращаться к Семену, у нас сложилась такая ситуация, что иногда нам приходилось упрашивать Федора, чтобы он ломал свои планы, потому что Семен Трескунов не может быть на съемках.
Кадр из фильма "Призрак"
А что же Федор Сергеевич? Не давил ли он своим продюсерским и режиссерским авторитетом?
Он подсказывал. Мы, конечно, создали образ вместе, и, конечно, в этом он очень повлиял. Но Федор на редкость дисциплинированный актер, он не давит никогда, наоборот, я его призываю даже к этому, потому что я-то как раз всегда за обоюдное эмоциональное сотрудничество на площадке всех, и в первую очередь актеров. Он с удовольствием делает какие-то подсказки, в том числе режиссерские, операторские. Но изредка. Федор исповедует традиционное отношение к производству: вот режиссер, он видит, а я актер, я играю. С ним очень комфортно.
Читать далее