Анна Табанина

Что общего у Чацкого и дона Руматы

Сподобился-таки автор этих строк посмотреть фильм А.Германа Трудно быть богом до конца

Не самое простое, между прочим, занятие визуальное восприятие этого произведения. Впечатление тяжкое. Причём, не только в моральном плане, но и в чисто техническом. Рваные кадры, скачущие планы, кучи отбросов и нечистот везде и всюду, отвратительная работа звукорежиссёра. Тем, кто романа Стругацких не читал, понять, что именно происходит на экране, будет невозможно. Да и тем, кто читал тоже непросто.

Сюжет романа известен. В некотором царстве, инопланетном государстве Арканаре власть вдруг и непонятно почему оказывается в руках очередного временщика дона Рэбы и его серой гвардии. Временщик всё начинания проваливает, кроме одного истребления грамотеев.

Земные наблюдатели-прогрессоры этих грамотеев, как могут, спасают, и никак не могут понять: с чего вдруг такая напасть? А потом выясняется, что дон Рэба не сам по себе всплыл, а был креатурой инквизиционно-мракобесного Святого Ордена, и книгочеев он гонял с одной целью выявить тех, кто бросится их спасать.

И ведь выявил-таки! Изловил при очередном дворцовом перевороте благородного дона Румату и предложил ему сотрудничество. Мол, вы, сударь, явно связаны с дьаволом, но ради неких общих целей мы могли бы

Так вот, с точки зрения миссии прогрессоров такой оборот дел одновременно и провал (средневековый мракобес пришельца из светлого будущего вычислил), и триумф какие возможности открываются для ускорения развития местной цивилизации!

Ан-нет, не получилось триумфа. Психанул благородный дон-землянин, сорвался, дона Рэбу порешил. И было б из-за чего из-за бабы. Которую кто-то (неизвестно, кстати, кто именно!) посмел убить у дона на глазах. Одним словом, полный провал и поспешная эвакуация проштрафившегося дона на Землю.

Но то в книге. В фильме (который вообще-то больше похож на онлайн-трансляцию с помойки, населенной бомжами) благородный дон Румата вообще непонятно чем занимается и с какой такой целью. Перепитии романа даже очень знающий читатель в круговороте помоек и выгребных ям едва ли узнает, - благо, что и сведены они исключительно к нескольким оборванным фразам.
Земляне в своем кругу пьянствуют так же, как и местные жители, по ходу отзываясь о месте пребывания, как об этой сраной планете

И вот тут стоп. В этом отзыве, собственно, самая суть фильма и есть.

Сраная планета, ага.

Образ такой. Кругом грязь, дерьмо, вонь и (что самое главное) сплошные дебилы. Не простодушные, не суеверные, а именно дебилы. Умственно неполноценные. Дурдом, а не планета.

Подход, в общем, знакомый. Многие наши либеральные режиссёры и художники именно так изображают всех, кто живет в замкадье: совки, дебилы, уроды, рты беззубые, морды пьяные А мы, понятное дело, творцы, демократические журналисты, продвинутые блогеры, соль земли. А эти твари аборигены неблагодарные. А судьи кто? За давностию лет к свободной жизни их вражда неистребима

Узнаёте персонажа? Да, это Чацкий, вокруг которого, на его требовательный прогрессорский взгляд, тоже сплошь уроды толкутся: от полковника Скалозуба (героя войны с Наполеоном, между прочим) до Молчалина (списанного, кстати, со Сперанского). При этом носители такого просвещенного взгляда в столкновении с действительностью постоянно проваливаются с треском и, в конце концов, просто сбегают.

Чацкий кричит: Карету мне, карету!, а дона Румату забирает патрульный дирижабль. Принципиальной разницы тут нет, средство передвижения выступает как форма фиксации провала. Но это, опять же, в книге.

В фильме всё ещё хитрее там действие на срыве Руматы, во-первых, не обрывается, а во-вторых, объясняется по одному из многочисленных продолжений культового романа. Мол, не дон Рэба приказал местную любовницу Руматы убить, а совсем даже наоборот:

профессиональный революционер Арата Красивый, чтоб заставить, наконец, благородного дона взбунтоваться и

Тоже, между прочим, ход, достойный Бесов Достоевского. Ещё один крах идеи прогрессорства; от таких союзников только бежать куда подальше. Лучше всего на другую планету.

Но и тут алексее-германовский дон Румата-Ярмольник своего литературного прототипа (а заодно и Чацкого) куда как превзошел. Он своего провала вообще в упор не видит.

Землян он просто посылает, сожалений по только что убиенным аборигеном не испытывает, и вообще решает остаться в говённо-помойном Арканаре. Нашел бог себе местечко, да

Как-то даже проникаешься симпатией к орлу нашему, дону Рэбе: вычислил ведь он этого бога. И даже изловил. Но убивать не стал. А зря. За что и поплатился.

Пожёстче надо было с этими прогрессорами. Может, как раз именно НКВД ими и занимался

Александр Суровцев

x