В начале этой недели, 8 апреля, ряд новостных агентств со ссылкой на дистрибьюторскую компанию Централ Партнершип обнародовал заявление украинского прокатчика Интер-фильм об отказе от работы с российским кино. В свете последних событий новость не могла не приобрести политический окрас. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что речь шла лишь о трех картинах российского производства - Восьмерка (режиссер Алексей Учитель), 22 минуты (режиссер Василий Сериков) и Кухня в Париже (режиссер Дмитрий Дьяченко).
Согласно первым данным, Интер-фильм пошел на такое решение в связи с напряженной политической обстановкой, а также - исходя из морально-этических соображений. Что до последних, то речь, в частности, шла о том, что главные герои Восьмерки - омоновцы, 22 минут - отважные российские моряки, а один из персонажей комедийной Кухни в Париже - президент РФ.
Представители Интер-фильма некоторое время отказывались давать комментарии по поводу решения, которое могло послужить причиной для разнообразных спекуляций. Пресс-релиз с официальной позицией, четко выраженной в заголовке Компания Интер-фильм продолжает дистрибьюцию российского кино на территории Украины, был представлен в четверг, 10 апреля. В нем директор по кинопрокату Интера Артем Головашкин подчеркнул отсутствие политической мотивации в подборе репертуара и пояснил, что Кухню в Париже в Украине не покажут по причине неподписания контракта с продюсерами. Восьмерку же и 22 минуты украинцы не посмотрят ввиду отсутствия такого контракта, что, в свою очередь, объясняется морально-этическими соображениями, которые делают прокат этих лент несвоевременным.
В то же время Интер-фильм заявляет, что будет работать с российским кино, и уже в апреле выпускает на экраны Газгольдер Ивана Курского, боевик с участием звезд российского хип-хопа Басты, Смоки Мо и Гуфа. В качестве дальнейших приоритетов в работе с репертуаром Интер называет формирование морально-психологического единения людей в Украине.
Вопрос о том, какое будущее ждет российский кинопром в Украине, остается открытым. Официальную позицию без комментариев заняли по вопросу о решении Интера, в частности, представители крупной дистрибьюторской компании BH. На фоне слухов, что некоторое кинотеатры (в частности, киевский Магнат), также отказываются от демонстрации российских картин, мы попросили генерального директора компании Артхаус Трафик и продюсера Дениса Иванова дать свою оценку ситуации.
Многие граждане нашей страны подумали о морально-этических соображениях в случае с выпуском кино, которое, во-первых, снято на деньги другого государства, во-вторых, продолжает идеологическую политику того же государства, - полагает руководитель Артхаус Трафика, - Наверное, дистрибьюторы подумали, что в фильмах присутствуют не совсем корректные сообщения. Сложилась такая ситуация, в которой бойкот российских картин - к сожалению или к счастью - вполне возможен.
Собственно, компания Артхаус Трафик с кинолентами из РФ не работает, хотя в прошлом попытки сотрудничества с российскими продюсерами, чья продукция попадает под определение арт-хита или артхауса, были. Однако, по оценке Иванова, многие российские кинематографисты весьма переоценивают любовь к российскому арт-кино в Украине.
Изменить ситуацию, в которой украинский зритель не интересуется российским кинематографом, могла бы гуманитарная политика более европейского толка со стороны властей РФ. Российская культурная политика за рубежом, к сожалению, оставляет желать лучшего, - полагает продюсер. У Иванова есть опыт попытки организации фестиваля российского кино у нас в стране, который закончился провалом: Мы ни разу не получили какого-то внятного ответа от посольства, культурного центра. Они не заинтересованы в том, чтобы продвигать именно российскую культуру. Такое впечатление, что ею занимаются только в пропагандистских целях.
Одесский международный кинофестиваль, с которым Денис Иванов работал до декабря прошлого года, изначально планировался в качестве площадки, где восток встречается с западом, и российское кино, к которому, на самом деле, очень лояльны в Одессе, имело площадку для встреч, обсуждений. К сожалению, нынешняя политическая повестка дня, судя по всему, сыграет злую шутку с культурными потоками, которые, по мнению Иванова, границ иметь не должны.
Сейчас, к сожалению, все российское и русское утрированно считается злом, - признает продюсер, - Однако, если речь не идет о пропаганде или каких-то бизнес-историях, я считаю, что российское и украинское кино надо между собой знакомить, и ни в коем случае не терять контакта.
Цифры, согласно которым российское кино занимает около 10% всего украинского рынка, Иванов считает достоверными: 10% - это очень немало, российское кино произвело определенную правильную экспансию и отхватило такой большой кусок. Многие российские картины, по его наблюдениям, становятся блокбастерами - примерами могут служить Высоцкий. Спасибо, что живой Петра Буслова, Горько! Жоры Крыжовникова. Для сравнения, в российском прокате ленты отечественного производства занимают около 20% рынка; наравне с Казахстаном Украина - крупнейший зарубежный рынок для кинематографии РФ.
В случае, если российское кино действительно будет вытесняться с украинского рынка, кинематограф Голливуда, по мнению Иванова, немедленно займет эту нишу. До некоторой степени на те же 10% смогут претендовать и отдельные малые кинематографии - особенно французская и британская. Однако самый значительный удельный вес по-прежнему принадлежит кинематографу США, и ниша по большей части может быть занята им.
Перспективы проката украинского кино в России, по оценке Иванова, в качестве продюсера, недавно выпустившего триллер Владимира Тихого Зеленая кофта, по политическим соображениям не изменятся, поскольку интерес к украинскому кино за рубежом очень слаб. Та же Кофта для российского рынка слишком социальна. Однако 8 мая в российских кинотеатрах начнут показывать Параджанова Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. Украинское кино не является большим брендом, и не хватает сильных картин, которые могли бы просто пересечь границу, - поясняет Иванов, отмечая немалые проблемы с интересом к национальной кинематографии и на внутреннем рынке.
Несмотря на это, некоторые российские и украинские кинематографисты продолжают работать сообща. Так, вчера, 10 апреля, появилась информация о возобновлении съемок русско-украинского фильма Битва за Севастополь режиссера Сергея Мокрицкого в Киеве. Иванов полагает, что проблемы в организации копродукции будут возникать. В первую очередь это скажется на наших коллегах именно в Украине. Есть много проектов, в которых задействованы государственные деньги. В России, в отличие от Франции или Германии, это деньги политические, и выделяться они будут на проекты, которые что-то пропагандируют. Я получаю ряд российских профессиональных рассылок о кинобизнесе и событиях, и последний месяц первая новость в каждой рассылке гласит: Объявлен кинопризыв!. То есть идет кинофестиваль под названием Кинопризыв, - рассказал Денис Иванов.
По его мнению, если идеология проявляется даже в этом, то вряд ли какие-либо новые проекты, ориентированные на деньги Министерства культуры РФ, смогут рассчитывать на копродукцию. Кроме того, частные вкладчики могут побояться сотрудничать с украинскими продюсерскими компаниями просто по причине нестабильности ситуации, которая в Украине по-прежнему далека от идеала мирной жизни.