На заре кинопроизводства грим (от фр. grime морщинистый) имел значение чисто техническое. До того как синематограф стал звуковым, актерам требовалось демонстрировать всю гамму чувств и переживаний через пластику тела и мимику, а профессиональный мейкап (темная помада, подведенные глаза) требовался главным образом для того, чтобы яркие софиты и низкокачественная пленка не превратили лицо артиста в неразличимый белый блин. Съемочные группы были очень маленькими, гримера как кинопрофессии еще не существовало, поэтому наведением красоты перед съемками занимался либо кто-то из команды, либо сами лицедеи.
Настоящем изобретателем в этой области проявил себя Лон Чейни бывший театральный актер, прославившийся характерными ролями, требовавшими чудовищных телесных трансформаций. Жизнь с глухонемыми родителями научила его выразительному языку тела, работа в цирке развила акробатические навыки, а годы потогонной работы в театральной труппе, дававшей в день по 7 разных представлений, потребовали умения вживаться в самые причудливые образы, оформление для которых он придумывал сам. Придя от безденежья в кино, которое только начинало формироваться как вид искусства, Чейни скоро ярко проявил свои гримерские навыки, сыграв Квазимодо в Горбуне из Нотр Дама, где таскал на спине самолично изготовленный 25-килограммовый резиновый горб. Роли изуродованных людей, мстящих калек и разных чудовищ быстро стали его коньком, постоянно рос и профессионализм: Чейни изображал безногих (Наказание) и безруких (Неизвестный) инвалидов, жестко, до полного онемения, выкручивая себе конечности и привязывая их к спине, из-за чего потом долго не мог нормально ими пользоваться. В Призраке оперы он растягивал себе ноздри и вздергивал нос спрятанными под гримом проволочными скобками, вызывающими постоянную боль и кровотечения. Из-за ношения примитивных контактных линз, необходимых для роли слепца, у него испортилось зрение. Чейни был готов на все ради того, чтобы снова и снова удивлять публику.
Кадр из фильма " Горбун из Нотр Дама"
Умение разрабатывать уникальный грим для каждой новой роли при помощи любых подручных средств (в ход шла и рыбья кожа, и липкая лента, и парики всех видов) в итоге сыграло с талантливым лицедеем злую шутку: Лону стали предлагать исключительно роли, в которых акцент делался на гриме (Несвятая троица женский грим, Дорога в Мэнделэй бельмо на глазу, Мистер Ву грим китайца и т.д.). Я считаю, что основывать свою игру исключительно на этом качестве не следует, писал актер в 1927 году в статье для журнала Советский экран. И мне бы хотелось играть образы, являющиеся отражением жизни, для которых грим является только дополняющим штрихом
Как крупнейшему специалисту в своем области ему даже доверили написать статью о гриме для одного из изданий Британской энциклопедии, а в народе ходила шутка о том, что если Лон захочет, то сыграет даже таракана. Однако постоянные эксперименты над собственным телом, порой доводившие актера до больницы, не прошли даром считается, что они изрядно поспособствовали подрыву его здоровья. Чейни заработал искривление позвоночника, потерял голос и умер от рака вскоре после появления звукового кино, так и не раскрыв толком своего драматического потенциала и оставшись в памяти современников прежде всего человеком с тысячей лиц.
Уроки Лона Чейни дали современникам осознание того, что грамотно наложенный грим может быть настоящим спецэффектом. В 30-е годы студия Universal всерьез взялась за хоррор-жанр, и гример Джек Пирс создал ряд иконических монстров, таких как Франкенштейн, Человек-волк, Дракула, Мумия. Это был уже не театральный, живописный грим, а первые попытки использования протезного (или пластического) мейкапа, основанного на объемных накладках, наращиваемых актеру в нужных местах. Кроме того, режиссеры освоили кропотливую процедуру превращения актеров в чудовищ: артиста сажали напротив камеры, делали кадр, накладывали немного грима, снимали еще один кадр, снова добавляли грима и так до сотни раз. Склеенные воедино и пущенные со скоростью 24 кадра в секунду, эти кадры давали ощущение волшебной четырехсекундной метаморфозы: актер менял свою внешность буквально на глазах! Правда, чтобы не испортить картинку, ему необходимо было сидеть во время всей этой долгой процедуры совершенно неподвижно.
Джек Пирс и Борис Карлофф на съемочной площадке фильма "Франкенштейн"
К появлению цветного кино было уже ясно, что классический театральный рисованный грим для кинематографа не подходит. В театре актеры не приближаются к зрителю, потому огрехи их макияжа остаются незаметны, но для кино, где существуют беспощадные крупные планы, требовалось что-то более натуралистичное. Но и ранний протезный грим на крупных планах выглядел слишком уж искусственно достаточно вспомнить выпирающий лоб Франкенштейна, сделанный методом папье-маше из слоев хлопчатобумажной ткани, пропитанных раствором коллодия. Никакой школы киногрима в США не было, ее требовалось разработать с нуля, методом проб и ошибок. Революционный материал для грим-накладок пенорезина или вспененный латекс был изобретен в Великобритании еще в 1929-м, однако потребовались годы на то, чтобы он нашел применение в киноиндустрии.
Читать далее