Лена и Сергей любят друг друга, но их отношения переживают непростые времена. За ответами на насущные вопросы супруги обращаются по разным адресам: Сергей отправляется на приемы психоаналитика, а Лена исповедуется батюшке. Две различные силы действуют совершенно противоположным образом, доктор подталкивает своего пациента к разводу, предлагая Сергею позаботиться о собственном счастье и душевном равновесии, священник же настоятельно рекомендует Елене держаться за замужество изо всех сил. Некогда счастливые молодые люди становятся пешками в руках своих доброжелателей, и когда партия переходит в эндшпиль, доктор Брюсов и отец Сергий встречаются один на один
Кадр из фильма "Пациенты"
Фестиваль Окно в Европу расщедрился для картины Эллы Омельченко сразу на три награды: спецприз жюри, награда кинокритиков и приз за лучший сценарий
Обычно считается дурным тоном использовать в рецензиях и озорных текстах о фильмах фразы Фильм заставляет задуматься или Картину хочется сразу пересмотреть, но подобное время от времени действительно хочется написать. Иногда случаются картины, весь смысл которых считывается лишь на последних кадрах, обретающие иное значение после того, как зритель разгадает все загадки сюжета. И это не обязательно должен быть триллер вроде Шестого чувства или какой-то детектив, где в финале блестящий сыщик разгадывает преступную многоходовочку, порой переосмысления требует притча. Пациенты Эллы Омельченко лишь скрываются под вывеской драмы семейных взаимоотношений и социальной комедии, внутри история имеет несколько поворотных моментов, заставляющих многократно оценивать ленту с разных сторон.
Кадр из фильма "Пациенты"
В своем фильме Элла Омельченко выступила не только режиссером, но и продюсером, художником и монтажером. Кроме того, Элла привела на площадку Марьяну Кирсанову, свою давнюю подругу
Начало фильма представляется калькой с нескольких недавних молодежных картин молодая пара, кризис в отношениях, взаимные упреки, ссоры и неприятие чужих взглядов на жизнь. Временами это выглядит трогательно, местами смешно, всегда живо и энергично. Затем лента делает внезапный крен в философствования и заигрывания с особым зрителем, выдавливая из себя кино не для всех с довольно дерзкими суждениями, провокационными ходами и действительно нетривиальными постановками вопросов сосуществования Бога и человека. К финалу же картина вырождается в абсурдистскую, по всем фронтам чувствуются перегибы и условности, повествование выходит за рамки реальности и несколько нивелирует в общем положительное отношение к ленте. Затем случается финал, и многие вещи встают на свои места, беда лишь в том, что до финала нужно дотянуть.
Кадр из фильма "Пациенты"
А дотянуть непросто. Сказывается, видимо, отсутствие большого опыта у режиссера Эллы Омельченко. В какой-то момент автор теряет интерес к своим главным героям Сергею и Лене и выпиливает их из сюжета чуть менее чем полностью, заменив на двух других персонажей, ранее занимавших второй план. Будь такая перестановка произведена чуточку изящнее и не столь прямолинейно, ее можно было бы оценить как естественное течение вещей, но переход сделан столь топорно, что зрителю легко утратить интерес к происходящему. Больше того, фильм на этом переломе резко меняет настроение и даже манеру исполнения вряд ли это можно назвать находкой, скорее это ошибка. Не фатальная, но все же.
Читать далее